Авиаперелеты – самый быстрый способ преодолеть расстояния, поэтому многие пассажиры предпочитают пользоваться именно воздушным транспортом. Многие современные модели не могут преодолеть скорости звука. Усредненный потолок для ряда пассажирских авиалайнеров – 900 км/час.

Быстрее скорости звука

Быстрее скорости звука

Но этот показатель можно считать нормальным, если, заглянув в Википедию, сравнить с первой машиной, созданной в 1913 г. Бомбардировщик «Илья Муромец» – самый медленный самолет, средняя скорость которого была 120 км/ч.

Некоторые скоростные модели гражданской авиации смогли преодолеть звуковой барьер, имея технические показатели выше 1 Мах, что дало возможность пассажирам сокращать время перелетов. В мире существуют и более быстрые самолеты, чем те, что используются в гражданской авиации, а также гиперскоростные, но они не относятся к категории пассажирских.

ТОП-10 самых быстрых пилотируемых самолетов

Сверхзвуковую скорость выше 2 Мах неподготовленный человек не в состоянии выдержать, поэтому данные самолеты не используют в качестве пассажирского транспорта. Зато они нашли применение в другой сфере деятельности – это и боевая техника (истребители), и разведывательная, и исследовательские машины.

Самый быстрый пилотник North American X-15

Самый быстрый пилотник North American X-15

Все они имеют высокие технические характеристики, позволяющие решать достаточно сложные задачи. Ниже представлен список 10 самых быстрых самолетов в мире. Радует то, что Россия занимает в нем несколько позиций. Скорость лайнера оценивают в сравнении со средней скоростью звуковой волны, обозначаемой в Мах (1 Мах = 1224 км\час). Самый быстрый пилотируемый самолет в мире развивает скорость в 6,7 Мах.

Десятка сверхскоростных пилотируемых самолетов мира

Attention: The internal data of table “39” is corrupted!

Несмотря на то, что многие модели самых скоростных самолетов в мире, приведенные в данной таблице топ 10, уже давно сняты с эксплуатации, они прочно занимают свои позиции в рейтинге. Особенно, если взять во внимание самый быстрый винтовой транспорт, который выжимал 920 км\ч (что ниже скорости звука) – бомбардировщик Ту-95. Современные машины на винтах не выдают и этого показателя.рис.3 Су-27 на страже российского неба

Гиперскоростные беспилотники

Из таблицы видно, какой самый быстрый самолет, управляемый подготовленными военными пилотами. Но конструкторы смогли создать и более стремительную технику – модели мощнейших гиперскоростных беспилотников. Они действительно развивают такие высокие скорости, что ни один человеческий организм не в состоянии их выдержать.

Развиваемая скорость самого быстрого самолета составляет 11230 км/час (или 9,2 Мах). Став гиперзвуковой альтернативой турбореактивным самолетам, данные модели созданы исключительно для проведения исследовательских работ по испытаниям двигателей, создаваемым по новым технологиям.

Представители:

  1. Самолет Boeing X-43 способен за 3,5 часа облететь весь Земной шар. В создании данной модели участвовало несколько конструкторских ассоциаций, было затрачено не менее 1/4 миллиарда американских долларов. Гиперзвуковая скорость самолета достигается благодаря некоторым особенностям, примененным в конструкции:
  • в качестве топлива для сверхзвукового двигателя выбрали водородно-кислородную смесь. Причем к самолету крепятся только баки с водородом, кислород же забирается непосредственно из атмосферы. Это позволило сделать машину более легкой. Она не загрязняет атмосферу отходами;
  • продуктом переработки является водяной пар;
  • быстродействие обеспечивается и небольшими размерами самолета: длина составляет 3,6 м, а размах крыльев – 1,5 м (это достаточно лёгкий самолет);
  • отличительной особенностью является отсутствие в конструкции трущихся частей, так что сила, способная гасить скорость самолета, сведена к нулю.
Гиперскоростной Boeing X-43

Гиперскоростной Boeing X-43

  1. Еще 1 гипербыстрый самолет – Orbital Sciences Corporation Х-34. В данной модели запланирована максимальная скорость в 12144 км\ч (или 9,9 Мах), но самолет смог при испытаниях развить только 11230 км\час. Ускорение машине дает прикрепленная к корпусу ракета «Пегас», работающая на твердом топливе. На создание данной модели также ушло порядка 250 млн. долларов, а вот весь процесс (от проекта и до испытания) занял 7 лет. Размеры данного гиперсамолета более внушительные, чем у предыдущей модели: длина – 17,78 м, высота – 3,5 м, размах крыльев – 8,85 м. Масса машины в 1,27 тыс. кг позволяет подняться не выше 75 км, но это никак не мешает набирать достаточно большие гиперзвуковые скорости.
  2. В 2010 г. была создана еще 1 экспериментальная модель – Falcon HTV-2, которая (предположительно) способна доставить пассажиров из Австралии в Великобританию за 1 час. В реальности осуществить такой полет с людьми на борту невозможно – ни один человек не сможет выдержать огромное давление. Машиной развивается самая большая в мире скорость в 20291,5 км\час (или 16,5 Мах), какую только может дать мощный беспилотник.

Создатели планируют привлекать самые быстрые самолеты в мире в ситуациях, когда необходимо оперативное реагирование на террористические угрозы.

Гражданская авиация

В гражданской авиации также имеются авиалайнеры, преодолевшие звуковой барьер. Но пассажиры, находящиеся на борту скоростного самолета, при перелете не испытывают никаких неудобств.

  • Самый быстрый пассажирский самолет в мире – отечественный Ту-144, развивающий пока что наибольшую скорость среди гражданских лайнеров в 2500 км\ч (2 Мах). Благодаря стараниям специалистов конструкторского бюро Туполева данная машина стала самой первой в мире пассажирской сверхзвуковой техникой. Произошло это в июне 1969 г. на высоте в 11 км;
Сверхзвуковой российский пассажирский лайнер Ту-144

Сверхзвуковой российский пассажирский лайнер Ту-144

  • Можно также выделить пассажирские Конкорды, созданные специалистами из Англии и Франции. Достигаемая ими скорость составляет 2300 км\час (1,9 Мах). По частоте авиаперевозок лайнер смог бы посоперничать с Ту-144, но с 2000 г. модель была снята с эксплуатации;
  • 3-е место стоит отдать Airbus А380, хоть реактивный пассажирский авиалайнер и не преодолел скорость звука: его оптимальный параметр составляет 1020 км\ч (это менее 1 Мах). Зато по надежности и пассажирообороту модель может подвинуть самый быстрый гражданский самолет.

Позицию Эйрбуса мог бы занять лайнер Ту-444, который по проекту должен был развить скорость в 2125 км\ч (1,7 Мах), но возникли проблемы с техническими инновациями, на которые не нашлось необходимых инвестиций.

На смену Конкорду могут прийти американские самолеты QSST, предполагаемая скорость которых будет равна 2200 км\час (1,8 Мах). Пассажирским самолетом будущего называют лайнер ZEHST, который сможет достигать скорости в 5000 км\час (4,1 Мах). Разработчики стараются создать в салоне все условия для будущих пассажиров, чтобы они не могли ощутить ни сверхвысокой скорости, ни полета на высоте в 32 км.

ZEHST – будущее гражданской авиации

ZEHST – будущее гражданской авиации

Видео

https://www.youtube.com/watch?v=129-mdk8wxw

Но смогут ли свободно летать пассажиры на самолетах, способных за считанные часы совершать длительные авиаперелеты с одной части полушария в другую? Чтобы создать сверхскоростной самолет пассажирского типа, необходимы большие вложения, исчисляемые сотнями миллионов долларов.

Для начала понадобится большое инвестирование в развитие инновационных технологий, позволяющих создавать транспорт будущего, с помощью которого можно было бы совершить скоростное путешествие без дозаправки на десятки тысяч километров. Пока что некоторые страны довольствуются тем, что у них имеются на вооружении сверхскоростные машины.