Каждому главе государства приходится пользоваться высокоскоростным транспортом (самолётами, вертолётами). Обширные просторы России часто приходится преодолевать по воздуху, и не только потому, что это быстрее: в некоторые районы можно добраться только с помощью вертолётов. Для зарубежных поездок (встречи с Си Цзиньпином в Пекине, выступления в ООН в Нью-Йорке, переговоров с лидером Сербии, Узбекистана и/или Японии) Владимир Путин использует специально оборудованный лайнер. На борту № 1 его деятельность по управлению сложнейшим механизмом огромной страны не прекращается: пролетая высоко над землёй, он продолжает решать внутренние и внешние международные проблемы в рабочем кабинете, держать на контроле Вооруженные силы и ядерное оружие.

Прилёт В. Путина в Пекин, КНР

Прилёт В. Путина в Пекин, КНР

Исторический обзор

Первый отряд воздушных судов, специально предназначенных для перелётов руководителей коммунистической партии СССР, был сформирован ещё в середине XX в., в начале Великой Отечественной войны. Генеральный секретарь Иосиф Сталин летал в Тегеран на конференцию для встречи с главами США и Великобритании на С-47. Следующий глава государства Никита Хрущев совершал полёты на ИЛ-18. На созданном для него самолете ИЛ-62 совершали полёты Леонид Брежнев, Юрий Андропов, Константин Черненко, Михаил Горбачев.

Как выглядел Ил-18

Как выглядел Ил-18

На ИЛ-96 путешествовал воздушным путём президент независимой России Борис Ельцин. Но эта модель к тому времени уже морально устарела, окружению главы государства не нравились дизайн салона с перегородками из картона и незатейливыми шторками, отсутствие отдельного санузла. Внутреннее убранство было впоследствии неоднократно усовершенствовано.

Специальный авиационный отряд

Авиационная резиденция находится в ведении спецотряда «Россия» – государственного предприятия (в подчинении Управлению делами Президента), ответственного за воздушную перевозку первых должностных лиц страны и руководителей ФСБ (до 2009 г. в составе ГТК «Россия»).

Для базирования авиаотряда «Россия» в аэропорту «Внуково» под Москвой выделен терминал «Внуково-2» с особым правительственным статусом. Отряд многофункционального назначения насчитывает примерно шестьдесят авиалайнеров и два десятка вертолётов (внушительное количество!), но точная цифра не разглашается.

Людской ресурс отряда

Отбор в элитный отряд, обслуживающий полёты высшего руководства, проводится более чем жёстко на основе очень высоких требований. К ним относятся, прежде всего, такие:

  • возраст и состояние здоровья;
  • уровень квалификации;
  • личные качества.

Если для выполнения обычных задач спецотряда, не связанных с перевозками главы государства, достаточно просто высокой квалификации, то для работы на борту В. Путина отбираются лучшие из лучших. Причём для этого нужно не просто попасть на самый верх, а пройти по служебной лестнице постепенно, шаг за шагом, осваивая секреты профессии и становясь асом в специфических условиях, завоёвывая авторитет у всего коллектива.

Мандатная комиссия авиационного предприятия обращает внимание на качества кандидата – исполнительность, дисциплинированность, ответственность, благонадежность возможного сотрудника, его умение работать в команде, строжайше соблюдать инструкции и субординацию.

Обратите внимание! Почти военный рабочий режим, когда, к примеру, невозможны отлучки по собственному желанию, служит естественным отбором для кандидатов в отряд.

Парк воздушного транспорта президента

В распоряжении главы России – 8-9 летающих воздушных судов и 2 вертолёта, в 2017–2018 гг. планируется пополнение. Самый востребованный среди них – надёжный и комфортный Ил-96-300ПУ Воронежского авиазавода (последние буквы расшифровываются как «пункт управления», что означает самый высокий статус).

Презентабельный внешний вид, отлично оборудованное внутреннее пространство делают его атрибутом международной политики и представительства РФ в самых разных уголках земного шара.

Однако президентский борт (чаще самолёт) не летает один, его сопровождают:

  • дублёр или запасной лайнер для непредвиденных случаев;
  • грузовой авиатранспорт (например, с автомобилями кортежа);
  • «связист» или специальный борт с оборудованием, обеспечивающим специальную, в т.ч. спутниковую, связь президента.

В зависимости от цели визита, посадочных и других условий аэрогавани, расстояния и времени перелёта, выбирается конкретное судно. Для рабочих полётов по стране используется более экономный ТУ-214ПУ.

Некоторые местности России доступны только вертолётам. Если необходима пересадка с самолёта на вертолёт, к месту посадки лайнера вертолёты МИ-8 прилетают вовремя, заранее вылетев к месту смены транспорта.

Для перевозки воздушным путём больших по количеству делегаций предназначен Ил-96-300 специальной модификации «Салон».

Главный борт

«Путинский» Ил был зачислен в отряд в 2003 г. Самолет выполнен из отечественных комплектующих, имеет российского производства системы и оборудование, а главное – надёжный двигатель. Он может лететь без посадки на расстояние около 13 тысяч км.

Ил-96-300ПУ в аэропорту Сочи

Ил-96-300ПУ в аэропорту Сочи

Сейчас эксплуатируется 4 таких судна, оснащённых специальной аппаратурой связи для конфиденциальных переговоров, средствами контроля над ядерным арсеналом страны, лазерными средствами противоракетной защиты. Стоимость каждого – около 5 млрд. рублей. Многих может интересовать, сколько конкретно стоит каждое судно? Это зависит от модификации и дизайна. Изюминка интерьера самолета Путина – деревянная отделка салона, выполненная из орехового шпона.

Интерьер президентского самолета

Интерьер президентского самолета

Внутреннее пространство включает личную зону (кровать, санузел, душ). В отличие от президентского борта США, в салоне не предусмотрен спортзал. Но привилегию владельцу размяться в салоне во время длительных перелётов наверняка самолет предоставит. У Путина есть возможность полноценно поработать и отдохнуть на борту. Кроме командира, борт обслуживают два экипажа, которые могут заменить друг друга. Бригада бортпроводников, которая летит этим же самолётом, включает десять человек (по пять мужчин и женщин).

Обратите внимание! Как видно на фото, самолет президента России изнутри выглядит очень презентабельно, но не роскошно, отвечая вкусу его пассажира и создавая рабочую атмосферу.

Защита полёта главы государства

Самые современные технологические и информационные средства защиты должны исключить случайные или злонамеренные действия, способные навредить и/или помешать главному борту страны совершить необходимый визит. С некоторой долей достоверности можно предположить (насколько это позволяет открытая информация), что они включают следующее:

  • высокое качество летательного аппарата (творения конструктора Сергея Ильюшина считаются одними из самых надёжных в мире);
  • тайна маршрута (координаты полёта знает узкий круг лиц, в некоторых случаях применяется дезинформация);
  • воздушное и наземное прикрытие включает комплекс мероприятий, аппаратов, вооружений;
  • собственные средства самолёта для отражения атаки и маскировки;
  • высокая квалификация и надёжность персонала.

Важно! Самолёт оборудован отечественным программным обеспечением и средствами связи, в т.ч. спутниковыми.

Самые уязвимые моменты – это взлёт и приземление авиалайнера: именно в это время увеличивается риск атаки со стороны террористов. Поэтому эти отрезки времени тщательно контролируются на земле диспетчерами и постоянно действующими устройствами противовоздушной обороны (ПВО), а в воздухе – опытными пилотами высшего класса, входящими в спецзвено прикрытия.

Для отражения и обезвреживания возможных пусков ракет применяется размещённое на лайнере средство ПВО; для нейтрализации тепловых ловушек также имеются необходимые средства. Для повышения неуязвимости от ракет применяются спецсредства маскировки корпуса судна, которые дезориентируют радары.

Курс на создание отечественных средств вычислительной техники, связи, программного обеспечения ещё более укрепляет способность страны к обороне, к защите информации. Это касается и авиалайнера лидера страны – взломать его электронную систему российской сборки практически невозможно.

Саммит над землёй

Если с изрядной долей вероятности представить воздушную «встречу в верхах», на борту каких самолетов можно увидеть главные лица других государств? Какой из них самым первым получил такую привилегию?

С лёгкой руки окружения Дуайта Эйзенхауэра, исполнявшего обязанности главы США в 1950-х гг. XX ст., правительственные самолёты по всему миру стали именовать «Борт № один» (по-английски «Air Force One»), по аналогии с позывным, которым его обозначают.

В парке президентских летательных аппаратов с 1990-го года – пара Boeing VC-25, военные модификации Boeing 747, покрывающие без дозаправки огромные расстояние. Стоят они немало – каждый по 325 млн. долларов или чуть более 20-ти млрд. рублей. Перед полётом главы государства воздухом доставляют автотранспорт, вертолеты, оборудование.

Внутреннее убранство Boeing VC-25 для одного из президентов США – Рональда Рейгана проектировала его жена. Но ему не пришлось оценить это в воздухе: воплощение замысла относится ко времени следующего президента Джорджа Буша-старшего. В центре судна расположены личный кабинет, спальня, туалет и душевая. Ближе к хвосту – кресла для представителей прессы. Нашлось место и для двух кухонь, где можно приготовить 100 порций, операционного стола. На борту присутствуют медицинский и обслуживающий персонал, секретная и охранная службы. Здесь может быть развёрнут генеральный штаб высшего руководства, в т.ч. военного. Прежний президент, Барак Обама, пользовался этим бортом.

Б, Обама на борту

Б, Обама на борту

Новое служебное авиатранспортное средство для членов королевской семьи и правительственных чиновников Великобритании появилось при Дэвиде Кэмероне, бывшем премьер-министре. Этот «Борт аскетизма», переоборудованный из Airbus A330 и оформленный относительно скромно, имеет возможность дозаправляться в воздухе. Налогоплательщики заплатили за него 10 млн. фунтов или немногим меньше 1 млрд. рублей. В передней части салона расположена VIP-секция из двух кресел, закрывающаяся шторками. В бизнес-классе в центре салона – 58 мест (для делегаций), далее – около сотни кресел эконом-класса (для представителей прессы).

Гораздо больше – 176 млн. евро или более 12 млрд. рублей было потрачено на Airbus A330-200 и два небольших лайнера Falcon 7Х для обновления воздушного флота французского президента. Салон первого имеет несколько зон, в которых размещены кровать, гардеробная, санузел, офис, кухня, звукоизолированное рабочее место для переговоров, шифровальное оборудование, небольшая операционная. Выделены места для журналистов, экспертов, возможных раненых, освобожденных заложников.

Руководство ФРГ использует Airbus A340, которым до 2011 г. Lufthansa перевозила пассажиров в течение десяти лет, его назвали «Конрад Аденауэр» в честь первого канцлера ФРГ. Второе аналогичное воздушное судно названо именем Теодора Хойса, бывшего президента. А до этого роль главного борта играл Airbus A310, полученный по «наследству» от бывшей ГДР. В новом судне могут разместиться 143 человека. Для канцлера предусмотрены персональная зона отдыха (спальня, душ), рабочий кабинет, помещение для конфиденциальных разговоров с отличной звукоизоляцией. Также на борту – конференц-зал на 12 персон, места (всего 116) для лиц сопровождения, в т.ч. с ограниченными возможностями, возможных больных и/или раненых. Судно способно пролететь более тысячи километров без дозаправки. Система защиты включает оборудование – противоракетное и опознавательное по типу «свой-чужой». Также парк правительственных лайнеров включает с 2010 г. два Airbus 319, вмещающих 44 пассажира и предназначенных для перелётов по стране; четыре мини-лайнера Global 5000 на 13 пассажиров для небольших расстояний.

Дополнительная информация! Сравнительно недавно Интернет-сети позабавила фотокартинка из Цюриха: два небольших судна А. Меркель и Ф. Олланда на фоне огромного Boeing 747-400, в котором гастролирует Iron Maiden – рок-группа из Великобритании.

Видео

https://www.youtube.com/watch?v=cp-7OpFEQEg

Итак, борт номер один – это рабочий кабинет и место для отдыха, в котором глава страны продолжает свою работу, перемещаясь по воздуху для решения необходимых задач в других местах. Но он должен быть не только пультом управления, но и летающей крепостью, которая защитит от всех возможных нападений и непредвиденных ситуаций.