Содержание:
Задержка рейса или отмена вылета – довольно часто случающиеся неприятности, которые способны привести в замешательство даже опытного путешественника, особенно если путешествие включает в себя пересадки и стыковки. В случае, если рейс задерживают, пассажир может воспользоваться своими правами, а их у него немало. Причем абсолютно не имеет значения, какая авиакомпания задерживает вылет: лоукостер или национальный авиаперевозчик, а рейс – регулярный или чартер. Права пассажира в этих случаях регулируются Федеральными Авиационными Правилами (ФАП) и Воздушным Кодексом России, в которых четко прописаны все возможные ситуации и способы их разрешения.
Пассажир имеет право знать
Согласно положениям ФАП, представители авиаперевозчика, осуществляющего полет, должны проинформировать клиентов о причинах и продолжительности отсрочки взлета даже, если произошла задержка вылета чартерного рейса. Информация должна быть объявлена диспетчером по громкой связи и обозначена соответствующим текстом на табло в здании аэропорта (п. 92 ФАП).
Также на регистрационной стойке авиакомпании ее представитель должен давать исчерпывающие сведения обо всех обстоятельствах и причинах изменения времени вылета. Если в данном аэропорту нет представительства компании-авиаперевозчика, осуществляющей перелет, на все вопросы пассажиров обязаны ответить представители аэропорта на информационной стойке. Пассажир вправе потребовать от представителя воздушной гавани предоставление полных данных по рейсу.
Важно! Приобретая авиабилет на самолет, клиент заключает с перевозчиком договор на предоставление транспортных услуг, письменным доказательством этого факта становится бланк авиабилета.
Важно! Клиент вправе требовать соблюдения своих прав на информацию (п. 74 ФАП).
Если рейс отложен
Что делать пассажиру при задержке рейса, можно узнать из положений действующего законодательства и ФАП. Клиенты авиаперевозчиков должны требовать их соблюдения. В случае отсрочки вылета авиакомпания обязана:
- Пассажирам, путешествующим с детьми, не достигшими 7 лет, дать доступ в комнату матери и ребенка;
- Обеспечить бесплатное хранение багажа.
Когда вылет задерживается дольше двух часов, пассажирам должны обеспечить:
- 2 бесплатных телефонных разговора и отправку двух писем по электронной почте;
- Предоставление напитков.
В случае, если отлет задерживается дольше четырех часов, авиаперевозчик должен организовать горячую еду пассажирам с интервалом 8 часов днем и 6 – ночью. Обычно выдаются талоны в определенные рестораны в аэропорту.
Если задержка вылета самолета дольше, чем 6 часов ночью и 8 днем, компания-авиаперевозчик должна бесплатно:
- разместить своих пассажиров в ближайших отелях;
- обеспечить транспорт из аэропорта в отель и обратно.
Важно! Пассажиров не имеют право селить в номерах вместе с незнакомыми людьми, распределять по разным номерам членов семьи без их согласия и т.д.
Дополнительная информация. Если пассажира не устраивает гостиничный номер, предоставляемый авиакомпанией, он может поселиться за свой счет и впоследствии предъявить платежные документы для возмещения в головной офис авиаперевозчика.
Что делать при задержке вылета
Бывает так, что пассажир следует по сложному маршруту, включающему в себя один и более стыковочных рейсов. В такой ситуации опоздание на стыковочный рейс из-за задержки предыдущего по вине авиаперевозчика рушит все путешествие.
Есть несколько нюансов, которые надо знать пассажиру:
- Если все рейсы совершает одна компания, и оформлен один билет. В таком варианте пассажир не должен ни о чем беспокоиться – авиакомпания обязана за свой счет отправить своего клиента в пункт назначения другими своими рейсами и чем быстрее, тем лучше, потому что промедление увеличивает расходы авиаперевозчика (питание, проживание пассажира и т.д.);
- Если оформлен один авиабилет, а рейсы выполняют две компании. Здесь тоже нет повода волноваться. Так как такие стыковочные рейсы осуществляют компании-партнеры, то компания-виновник опоздания пассажира на стыковочный рейс обязана уладить все проблемы со своим партнером за свой счет и отправить пассажира следующим же рейсом в аэропорт назначения;
- Стыковочные рейсы оформлены разными билетами, выполняются одной или разными авиакомпаниями. Пассажир должен знать, что приобретая разные билеты и самостоятельно выбирая стыковки, он сильно рискует, т.к. в этом случае он не является транзитным пассажиром. Если первый рейс задерживается, то билет на стыковочный попросту пропадает.
Важно! Если пропадает билет на стыковочный рейс, купленный туда и обратно, то аннулируется и обратный авиабилет, как в случае если бы пассажир не явился на рейс.
Сразу же после объявления о задержке вылета нужно ставить на авиабилете штамп – соответствующую отметку у представителя авиакомпании. Далее надо связаться с другой авиакомпанией, на чей рейс пассажир опаздывает, и попросить оформить бронирование на следующий рейс и при этом не аннулировать обратный билет. Чаще всего авиакомпании идут навстречу своим клиентам.
Если не получилось избежать неприятных последствий, и обратный билет аннулирован, то придется покупать другие авиабилеты за свой счет, при этом сохраняя все чеки и квитанции, а также билет с отметкой о задержке рейса.
Впоследствии можно будет направить в офис авиакомпании-виновника опоздания письменную претензию с требованием возместить возникшие расходы, приложив к ней все финансовые документы и билеты. Но по правилам в этом случае компания не обязана компенсировать пассажиру денежные потери, и он может рассчитывать только на возмещение ущерба за задержку рейса виновной компании.
Важно! Претензия в письменном виде должна быть подана авиаперевозчику в течение 6 месяцев после инцидента, не позднее.
Рассмотрим, в каких случаях авиаперевозчик не несет ответственность за задержку рейса. Существует ряд объективных причин, снимающих с авиакомпании вину за откладывание вылета, вне зависимости от того, чартерные рейсы или регулярные. К ним относятся следующие:
- ухудшение метеоусловий;
- авиалайнер технически неисправен;
- загруженность аэропорта;
- иные форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, ограничения на выполнение полетов и т.д.).
Во всех других случаях компании-авиаперевозчики ответственны за своевременную доставку своих клиентов в пункт назначения, в частности:
- ошибочно составленное расписание полетов;
- авиалайнер либо экипаж самолета не готов к полету;
- ситуация, именуемая овербукинг: когда авиабилетов продают больше количества посадочных мест в авиалайнере данного рейса (часто авиакомпании продают билетов больше, т.к., согласно статистическим данным, несколько пассажиров всегда отменяют свои поездки в последний момент);
- продано мало билетов, и полет нерентабелен (часто случается с чартерными рейсами);
- во всех остальных случаях, если не доказано, что это форс-мажор.
Если задержка рейса произошла по вине авиакомпании, то ситуация может быть разрешена следующим образом:
- отправка пассажиров до места назначения другими рейсами;
- денежная компенсация убытков и потерь.
Важно! Пассажиру следует помнить, что если авиакомпания отправляет его другим рейсом, даже другой авиакомпании, то никаких дополнительных денег брать с него не должна, даже в случае, когда маршрут становится длиннее, а авиабилет дороже.
Денежное возмещение ущерба
В Российской Федерации
Если рейс задержали, то пассажирам положена денежная компенсация. По законам России расчет суммы возмещения ущерба, причиненного задержкой вылета, рассчитывается по МРОТ: за час отсрочки вылета начисляется по 3% от цены авиабилета (Закон «О защите прав потребителей»), и по 0,25% от МРОТ за час ожидания, при этом максимально возможной суммой компенсации является 50% цены авиабилета («Воздушный кодекс» РФ).
В странах ЕС
Иначе рассчитывается компенсация за отложенный вылет в Евросоюзе. Специальное постановление Европарламента регламентирует обязанности авиаперевозчиков и порядок расчета величины компенсационных выплат.
Данным правилам обязаны подчиняться:
- все авиаперевозчики, начальным пунктом маршрута которых является аэропорт в стране ЕС (даже, к примеру, Аэрофлот или любая другая российская компания-авиаперевозчик, вылетающие из Европы);
- авиакомпании, имеющие регистрацию в качестве авиаперевозчика в любой из стран Еврозоны, если конечным пунктом маршрута является аэропорт, находящийся в Евросоюзе.
Согласно этому документу, сумма компенсации к выплате пассажиру определяется, исходя из времени ожидания отложенного рейса и дальности перелета.
Расчет суммы компенсации
Важно! При ожидании вылета дольше 5 часов пассажиру по его просьбе должны возместить всю стоимость авиабилета даже, если потребуется вернуть его в исходный пункт путешествия.
Компенсационная выплата положена пассажиру в том случае, если отменили вылет, но оповестили его об этом меньше чем за 13 дней до даты путешествия. Сумма рассчитывается исходя из продолжительности ожидания альтернативного рейса, его протяженности.
В США
В Штатах ситуация с задержанными и отмененными рейсами несколько иная. Законодательством практически не предусматривается возмещение ущерба от отмены или долгого ожидания вылета, за исключением случаев, когда пассажир не попадает на борт самолета из-за овербукинга.
На практике авиакомпании стараются отправить клиентов ближайшими рейсами, но если авиабилет стоит больше, пассажир доплачивает сам. Нет преференций ни в виде бесплатных звонков по телефону, ни электронных писем, ни питания, в отличие от правил РФ и Евросоюза.
Документы для возмещения затрат
Что делать пассажиру, вылет которого откладывается? Первым делом нужно обратиться на стойку регистрации авиакомпании и узнать, почему вылет отложен, попросить поставить на билете отметку о том, что рейс задерживается. При этом представитель компании должен поставить на авиабилет печать или фирменный штамп. Потом, при посадке в самолет, нужно поставить отметку о времени вылета, также заверенную штампом. Таким образом, при подаче претензии в центральный офис авиаперевозчика будет официально подтверждена задержка рейса.
Важно! В том случае, если в аэропорту нет представительства авиаперевозчика, штамп могут поставить на информационной стойке представители аэропорта. Но даже если отметки о задержке не будет, она подтверждается многими документами, оформляемыми как в соответствующих службах аэропорта, так и в самой авиакомпании.
После размещения в отеле за свой счет нужно сохранить все платежные документы об оплате номера и трансфере между аэропортом и отелем.
По возвращении нужно составить и подать в центральный офис компании претензию с требованием о выплате компенсации, приложив к ней все подтверждающие документы (авиабилет с отметками, документы по дополнительным непредвиденным расходам и т.д.).
Важно! Следует помнить, что подать претензионное письмо необходимо до истечения 3 месяцев с момента инцидента. Авиакомпания должна дать ответ в течение 1 месяца с даты получения претензии.
Важно! При подаче претензионного письма его нужно оформить в 2 экземплярах и получить от представителей компании отметку с входящим номером и датой получения на втором, оставляемом себе экземпляре письма.
При рассмотрении жалобы пассажира разбор дела происходит по законам той страны, где произошел инцидент, вне зависимости от того, в какой стране зарегистрирован авиаперевозчик. Так, если инцидент произошел в российском аэропорту с компанией «Люфтганза», то разбирательство будет проходить в России, если ответчиком является российская компания-авиаперевозчик по случаю на территории Евросоюза, то дело будет рассматриваться в соответствующей стране Еврозоны и по действующим там законам и правилам.
Видео
Если задержали рейс, если маршрут сложный, между стыковочными перелетами слишком мало времени, и путешествие под угрозой срыва, не стоит паниковать. Зная свои права и обязанности авиакомпании перед клиентами, можно не только успешно добраться в пункт назначения, но и получить материальную компенсацию за причиненные неудобства.