Содержание:
Основное развитие российской авиации началось в середине прошлого столетия, еще в бывшем Советском Союзе. Одним из ведущих специалистов в этой области был конструктор О.К.Антонов. Именно в его бюро и появился первый экспериментальный образец самолета АН-24, который затем серийно стали выпускать авиационные заводы Киева, Иркутска и Улан-Удэ. Выпускается данная модель самолета и в Китае под именем Xian Y-7.
Краткая история
Разрабатывать в КБ летательный аппарат начали в 1958 г. с целью использовать его для перелетов на маршрутах малой и средней дальности с возможностью осуществлять посадку на грунтах и в неподготовленных аэропортах. Уже в октябре 1959 г. экипаж под командованием летчика-испытателя Лысенко осуществил пробный полет из Киева в Херсон.
Затем самолет модели АН 24 проходил все необходимые испытания и тестирования, в серийное производство был запущен только в начале 1962 г. Октябрь этого года ознаменовался первым рейсом самолета с пассажирами. В советский период данный тип самолета был достаточно востребованным – на эти машины приходилась чуть ли не треть всего пассажирооборота страны.
Почти 20 лет продолжалось производство антоновского изобретения, что позволило оснастить советскую авиацию большим количеством пассажирских, технических и военных машин. Один только Киевский завод «Авиант» выпустил за эти годы 1028 самолетов различной модификации.
Модификации самолетов АН-24
Кодовые приставки в наименовании модели | Краткое описание |
---|---|
Без кода | Первые серийные машины, которые начали выпускать в 1962 г. |
А | Выпущено таких самолетов в начале 60-х годов 200 шт., рассчитанных на 44 пассажирских места |
Б | Изготовлено всего 400 лайнеров для перевозки пассажиров. Имеет увеличенную взлетную массу (до 21 т), рассчитан на 52 места |
В | Начал выпускаться с 1964 г. как экспортный вариант |
ЛП | Переоборудованная модель для использования в тушении лесных пожаров |
ПС | Эти самолеты созданы в качестве поисково-спасательной техники |
Р | Данная модель была изготовлена для проведения радиоконтроля и разведки |
Т | Исключительно военный транспорт, имеющий несколько дверей: одну – в хвостовой части левого борта, вторую – широкую грузовую в передней части фюзеляжа и люк в хвосте |
УШ | Предназначен для обучения летного состава, поэтому оснащен дополнительными штурманскими местами |
ФК | Изготовлено 115 самолетов совместно с конструкторским бюро Бериева для проведения фотокартографических съемок |
ШТ | Штабной вариант первой модификации |
"Торос" | Рассчитан на работу в суровых условиях Севера – использовался в ледовой разведке |
«Троянда» | Это своего рода летающая лаборатория, которую использовали для поиска подводных лодок |
«Нить» | Модель появилась в 1974 г. для применения в исследовательских работах по изучению природных ресурсов Мирового океана и земельных недр |
В модификации имеются еще промежуточные варианты моделей самолета, которые переоборудовались для использования в различных сферах народного хозяйства и для нужд армии.
Китайская модель Xian Y-7 (вариант российской машины АН-24РВ) прошла глубокую модернизацию на Сианьском авиазаводе, в результате чего получился самолет Xian MA60. На базе Y-7 в Китае выпускается еще одна модель – летающий радар ДРЛО.
В Советском Союзе выпуск самолетов АН-24 прекратился в 1979 г. как морально устаревших моделей. По расчетным данным самого Антонова, технический ресурс разработанных им машин составляет 15 эксплуатационных лет. Несмотря на то, что «Настеньки» (так ласково в народе называют эти самолеты) уже сняты с производства, многие модели в России и зарубежье еще продолжают использоваться.
Технические характеристики
Самолеты АН-24 до сих пор эксплуатируются для перелетов по стране и в бывших республиках СССР благодаря своим возможностям осуществлять посадку в любых условиях, не требующих модернизации ВПП. Машина легко садится на неровный грунт и способна взлететь с ледяной площадки. Технические характеристики самолетов позволяют использовать их в регионах с достаточно низкими температурами (на Крайнем Севере).
Основные характеристики самолетов АН-24 приведены в таблице ниже.
Технические характеристики моделей 24 АН
Основные параметры | Показатели |
---|---|
Вместимость, максимальная, чел. | 48-52 |
Дальность полета, тыс. км | 1,85-3,0 |
Крейсерская скорость, км/ч | 498 |
Потолок высоты, тыс. м | 8,4 |
Взлетная масса, максимальная, т | 21 |
Длина самолета, м | 23,5 |
Высота самолета, м | 8,32 |
Размах крыла, м | 29,2 |
Площадь крыла, кв. м | 72,5 |
Описание конструкции
По сути, самолет модели АН 24 – это стандартный высокоплан, где фюзеляж имеет конструкцию полумонокока, подкрепленную балками и стрингерами. Вкратце описание самолета можно представить таким образом:
- В сечении корпус аппарата – это 2 взаимосвязанные дуги разного сечения. Вся силовая конструкция собрана с помощью клеесварных соединений;
- За создание подъемной аэродинамичной силы в машине «отвечают» крылья. В моделях АН-24 они имеют трапециевидную форму с небольшим удлинением. По всей конструкции крыла применено 2 силовых элемента – лонжеры. В центральной части крыла имеются отклоняющиеся однощелевые закрылки, а на консолях – двущелевые выдвижные, а также разрезные элероны;
- Обеспечивает балансировку, устойчивость и управляемость машины в полете хвостовая часть корпуса. Оперение состоит из горизонтального и вертикального стабилизатора, триммера и рулей высоты;
- Хвост совмещен в единую систему с килем, расположенным под фюзеляжем самолета. Назначение киля – обеспечить устойчивость аппарата по углу скольжения;
- Взлет и посадку самолет модели АН 24 осуществляет с помощью выдвижных шасси, состоящих из одной передней и 2-х главных опор. На каждой из стоек закреплены двойные колеса, позволяющие АН 24 самолету мягко приземляться даже на неровный грунт;
- На самолетах применяются турбовинтовые 2-х моторные двигатели «Прогресс АИ-24А», мощность которых 2х2550 л.с.;
- Турбинно-винтовые двигатели оснащены воздушными 4-хлопастными винтами диаметром 3,9 м и агрегатом для автономного запуска. Топливо для двигателей хранится в мягких баках, размещенных в центроплане, и кессонах, закрепленных в средних частях крыльев.
Схема посадочных мест в салоне самолета
Герметичный полумонокок фюзеляжа включает в себя пассажирский салон, отделенный от других отсеков (кабины экипажа, багажного отделения, гардероба, туалета и буфета) перегородками. В салоне самолета АН 24 имеется 1 проход по центру, разделяющий левые и правые ряды кресел (по 2 ряда у каждого из бортов).
Описание мест по блокам рядов
- Все технические отделения в самолете размещены в хвостовой части (кроме дополнительного багажного отсека, который находится за кабиной пилота), поэтому задние пассажирские кресла являются не лучшим вариантом для полетов с детьми. Здесь более всего ощущаются запахи, идущие с кухни и туалета. Хвостовая часть самолета, к тому же, наиболее чувствительна к воздействию турбулентности – сильнее ощущается вибрация;
- Самый последний ряд кресел не удобен и тем, что их спинки имеют жесткую фиксацию и не откидываются;
- Кресла, расположенные в той части салона, что соседствуют с крыльями (на схеме это места с 4 по 8), тоже можно назвать неудобным вариантом – будет мешать шум двигателей. Да и плохой обзор из иллюминаторов может ребенку быстро наскучить;
- Не стоит выбирать места в салоне непосредственно у аварийных выходов, если путешествуете с маленьким ребенком, возникнут неудобства в случае экстренной ситуации;
- Наиболее комфортными считаются места в первом ряду – перед кабинкой экипажа имеется свободное пространство, где можно разместить детскую переносную коляску или повесить люльку, если позволяет конструкция салона.
Все остальные кресла на борту лайнера относятся к стандартным местам, где можно разместиться с дошкольниками или подростками, но для малышей они окажутся некомфортными. Совершая путешествие с детьми до 2-х лет, самые лучшие места в салоне самолетов АН-24 лучше бронировать заранее, так как их выбор ограничен.
Удобства
Что касается удобств в самолетах, разработанных конструкторским бюро Антонова, то они далеки от тех, что имеются в современных авиалайнерах. Следует учитывать, что «Антошки» проектировались во времена отсутствия в стране гаджетов (мобильных телефонов, ноутбуков, планшетов). Поэтому розеток для их подзарядки на АН-24 не предусмотрено. Не оборудованы салоны и устройствами для Интернета.
Основными удобствами на таких машинах являются стандартные наборы – багажные отделения, вместительные полки для ручной клади, наличие кухни, обеспечивающей питание в полете, и туалет.
О развлечениях пассажиров в полете заботятся непосредственно те авиакомпании, которые эксплуатируют данные типы самолетов. Но так как самолет модели АН 24 используется исключительно для внутренних сообщений на небольшие расстояния, то пассажиры не успевают ощутить однообразность времяпрепровождения в полете. И это никак не влияет на комфортность воздушного путешествия. Поэтому АНы 24 до сих пор остаются популярными.