Самолет Мрия

Самым грандиозным проектом в авиации советского периода является разработка авиационной машины АН-225, который воплотили в действие основные специалисты Киевского механического завода под руководством конструктора Толмачева. Реактивный тяжелый самолет создатели назвали «Мрией» (русский перевод украинского названия – «Мечта»), в кодификации НАТО машину обозначили, как Cossack.

Самый тяжелый самолет в мире
Самый тяжелый самолет в мире

История создания

Основные этапы по созданию проекта и выпуску тяжеловесного лайнера пришлись на конец 80-х годов, когда страна уже вошла в фазу перестройки. Проект стал настолько грандиозным, что для создания многих частей будущей машины возникла необходимость привлечь и другие заводы, работающие в СССР, о чем представлена информация в табл. ниже.

Список подразделений, участвующих в рождении лайнера

Название (бывшее/нынешнее)Что производилось
ОКБ им. Антонова (ГП «АНТК им. Антонова»)Создали проект лайнера
Киевский мехзавод (ГП «Антонов»)Производились: узлы нового типа; мелкие детали для систем и фюзеляжа; а также многое другое
Велась сборка фюзеляжа и самолета целиком.
Проводилась окончательная доводка авиамашины после сборки
КиАПО (ГП «Антонов»)Изготавливали большинство частей и деталей фюзеляжа, механизмов, оперения и другое
МИЭА, Москва (ООО «МИЭА»)Проектировали и изготавливали новый управленческий комплекс
Ульяновский АПК (АО «Авиастар СП»)Серийно изготавливали узлы, детали, крупногабаритные элементы фюзеляжа
«Гидромаш», г. Горький (Нижегородское ОАО «Гидромаш»)Велось проектирование и производство шасси для самолета
Авиационный завод в Воронеже (ВАССО) – от них привлекались специалисты на КМЗПроизводилась особая покраска самолета с использованием краски на основе полиуретана
Моторный завод г. Запорожье (ПАО «Мотор-Сич)Занимался серийным выпуском двигателей на данный самолет – Д-18Т
Ташкентское АПО им. Чкалова (ГАО «ТАПОиЧ»)Производили основные части крыльев с закрылками

От начала проекта и до выпуска самолета Мрия прошло 4 года – в 1988 г. зимой был совершен первый полет. До развала Союза успели полностью собрать и запустить в эксплуатацию 1 машину, эксплуатантом которой ныне являются «Авиалинии Антонова».

Технические характеристики

Прототипом «Мрии» стала другая модификация самолета АН-124-100 (под условным названием «Руслан»), что позволило проектировщикам частично сэкономить средства на создание грандиозного тяжеловеса. С данной модели позаимствовали установку силовую и оборудование (внутреннее), а также ряд составляющих элементов планера. Все остальное является уникальной особенностью АН-225:

  • разработан новый центроплан;
  • за счет особых вставок увеличена длина фюзеляжа;
  • стало больше стоек на основном шасси (теперь у него 7 опор);
  • оперение хвоста заменено 2-х килевым;
  • отсутствует грузовой люк в хвосте;
  • создана особая крепежная система для грузов, размещаемых снаружи;
  • добавлено 2 дополнительных двигателя (итого их 6, обладающих мощностью в 229,5 kH каждый).
К загрузке готов
К загрузке готов

Лётные особенности АН-225 приведены в табл. ниже.

Технические параметры «Мрии»

ХарактеристикиЕд. изм.Параметры
Количество экипажачел.6
Длина машиным84
Высота самолетам18,2
Размах крылам88,4
Масса самолета: без нагрузки/мах взлетнаят250/640
Масса топливат300
Скорость крейсерскаякм/ч850
Дальность полета: мах/с нагрузкойтыс. км15,4/4,0
Мах нагрузкат250

На грузовом тяжеловесе применены турбогенераторные двигатели на 2 контура, рассчитанные на 6 тыс. часов беспрерывной работы. Чтобы совершить разбежку и взлететь, «Мрии» необходима ВПП протяженностью 3-3,5 тыс. м.

Схема самолета

Проект разрабатывался с определенной целью – для перевозки космического орбитального корабля «Буран», который отлично размещался поверх фюзеляжа «Мрии», а также для доставки на Байконурский космодром ракетных блоков «Энергия».

Условная схема
Условная схема

Внутри самолет АН-225 оборудован специальными отсеками, обеспечивающими надежное перемещение по воздуху на дальние расстояния различных тяжеловесных грузов, и не приспособлен для использования в качестве пассажирского транспорта.

В лайнере оборудованы места только для 6 членов экипажа и перевозки технического персонала, сопровождающего грузы (это 70 посадочных кресел).

Функциональные особенности

АН-225 – не случайно самый грузоподъемный самолет в мире. Помимо того, что он способен перенести на себе «маленький» космический «Буран», внутри машины достаточно места для транспортировки других грузов с большим весом:

  • На фюзеляже с наружной стороны можно перевозить монолитные сверхгабариты массой до 200 т;
  • Внутри самолета легко помещаются длинномерные, тяжелые грузы крупных габаритов широкого спектра применения максимальным весом до 250 т;
  • При беспрерывном перелете внутри континента «Мрия» способна транспортировать дополнительный вес порядка 180-200 т;
  • При перелетах между континентами допустима транспортировка грузов до 150 т.
«Мрия» в действии
«Мрия» в действии

Дополнительная информация. Еще по проекту тяжелый самолет АН-225 (он сам весит около 250 т) предполагалось применять как базовую площадку для космических систем.

Грузовой отсек
Грузовой отсек

Большая достаточно просторная кабина фюзеляжа дает возможность перемещать по воздуху многотонные грузы:

  • самосвалы типа «БелАЗ», а также генераторные и турбинные конструкции (общим весом порядка 200 т);
  • внутри одновременно поместится легковых машин штук 50 или авиационные контейнеры в количество 16 единиц (каждый по 10 т).

Предприятие Украины «Antonov Airlines» использует на текущий момент «Мрию» в целях коммерции – для масштабных грузоперевозок.

Так, в мае 2016 года  лайнер выполнил 1-й коммерческий перелет из Чехии в Австралию (протяженностью в 15,5 тыс. км), сделав 4 посадки в промежуточных хабах. На борту перевозился крупногабаритный генератор в 135 т.

В ноябре уже в Сантьяго перевозится электротурбина, весящая со всеми комплектующими 182 т. Это стало своеобразным рекордом для Южноамериканского континента.

Некоторые значимые достижения по грузоперевозкам авиалайнером АН-225 отражены в табл. ниже.

Рекорды самолета «Мрия»

ПериодОсновные достижения
Март 1989 г.Машина побила 110 рекордов в мировой авиации, перевезя груз массой 156,3 т
Август 2004 г.Из Чехии в Ташкент с 1-й посадкой в Самаре совершен полет со спецтехникой на борту массой в 250 т
Август 2009 г.Лайнер вносят в Книгу рекордов Гиннеса после полета из Германии в Армению с самым крупным моногрузом в 187,6 т
Июнь 2010 г.Совершена воздушная перевозка самого длинномерного в истории авиации груза – 2 лопасти от ветряка, каждая длиной по 42,1 м

Дополнительная информация. За весь период эксплуатации самый тяжелый самолет «Мрия» побил более 200 мировых рекордов. Абсолютное достижение по грузоподъемности составляет 253,8 т.

Единственный параметр, которым уступает данный самолет, – это размах его крыльев. На текущий момент с «Мрией» конкурирует американский лайнер Scaled Composites Stratolaunch Model 351, представленный миру в этом году, – у него размах крыла достигает 117 м. Но, являясь крупнейшим  2-х фюзеляжным самолетом, он уступает АН-225-ому по максимальным параметрам грузоподъемности и взлетной массы.

Подготовка к коммерческому рейсу
Подготовка к коммерческому рейсу

АН-225 продолжает привлекать к себе внимание: где бы ни приземлился данный самолет, везде появляются толпы желающих взглянуть на самый тяжеловесный лайнер, бьющий всевозможные неимоверные рекорды в мировой авиации по грузоперевозкам. 

В Австралии даже подготовили специальные смотровые площадки для желающих увидеть, как будет у них приземляться, а через несколько дней набирать высоту самый мощный лайнер в мире.

Судьба 2-го самолета

На момент развала Советского Союза на КМЗ остался недособранным 2-й экземпляр «Мрии» – его успели сделать всего лишь на 70%. До нынешнего года ситуация никак не менялась из-за отсутствия материальных возможностей – на завершение постройки и последующие испытания необходимо порядка $120 млн.

В сборочном цеху
В сборочном цеху

В августе прошлого года украинская компания нашла тех, кто согласился вложить инвестиции в развитие самолетов данного типа. Это ознаменовалось подписанием соглашения с китайской корпорацией Aerospace Industry Corporation of China о передаче ей прав на данную сверхмощную авиамашину.

Уже через пару десятилетий весь мир будет ассоциировать самый большой самолет в мире с азиатской страной, которая уверенно идет к цели стать великой державой. И покорение космоса с помощью «стартовой площадки», каковой является лайнер АН-225 «Мрия», этому поспособствует.

Видео

Реклама от Google:

Добавить комментарий