Содержание:
Самым грандиозным проектом в авиации советского периода является разработка авиационной машины АН-225, который воплотили в действие основные специалисты Киевского механического завода под руководством конструктора Толмачева. Реактивный тяжелый самолет создатели назвали «Мрией» (русский перевод украинского названия – «Мечта»), в кодификации НАТО машину обозначили, как Cossack.
История создания
Основные этапы по созданию проекта и выпуску тяжеловесного лайнера пришлись на конец 80-х годов, когда страна уже вошла в фазу перестройки. Проект стал настолько грандиозным, что для создания многих частей будущей машины возникла необходимость привлечь и другие заводы, работающие в СССР, о чем представлена информация в табл. ниже.
Список подразделений, участвующих в рождении лайнера
Название (бывшее/нынешнее) | Что производилось |
---|---|
ОКБ им. Антонова (ГП «АНТК им. Антонова») | Создали проект лайнера |
Киевский мехзавод (ГП «Антонов») | Производились: узлы нового типа; мелкие детали для систем и фюзеляжа; а также многое другое Велась сборка фюзеляжа и самолета целиком. Проводилась окончательная доводка авиамашины после сборки |
КиАПО (ГП «Антонов») | Изготавливали большинство частей и деталей фюзеляжа, механизмов, оперения и другое |
МИЭА, Москва (ООО «МИЭА») | Проектировали и изготавливали новый управленческий комплекс |
Ульяновский АПК (АО «Авиастар СП») | Серийно изготавливали узлы, детали, крупногабаритные элементы фюзеляжа |
«Гидромаш», г. Горький (Нижегородское ОАО «Гидромаш») | Велось проектирование и производство шасси для самолета |
Авиационный завод в Воронеже (ВАССО) – от них привлекались специалисты на КМЗ | Производилась особая покраска самолета с использованием краски на основе полиуретана |
Моторный завод г. Запорожье (ПАО «Мотор-Сич) | Занимался серийным выпуском двигателей на данный самолет – Д-18Т |
Ташкентское АПО им. Чкалова (ГАО «ТАПОиЧ») | Производили основные части крыльев с закрылками |
От начала проекта и до выпуска самолета Мрия прошло 4 года – в 1988 г. зимой был совершен первый полет. До развала Союза успели полностью собрать и запустить в эксплуатацию 1 машину, эксплуатантом которой ныне являются «Авиалинии Антонова».
Технические характеристики
Прототипом «Мрии» стала другая модификация самолета АН-124-100 (под условным названием «Руслан»), что позволило проектировщикам частично сэкономить средства на создание грандиозного тяжеловеса. С данной модели позаимствовали установку силовую и оборудование (внутреннее), а также ряд составляющих элементов планера. Все остальное является уникальной особенностью АН-225:
- разработан новый центроплан;
- за счет особых вставок увеличена длина фюзеляжа;
- стало больше стоек на основном шасси (теперь у него 7 опор);
- оперение хвоста заменено 2-х килевым;
- отсутствует грузовой люк в хвосте;
- создана особая крепежная система для грузов, размещаемых снаружи;
- добавлено 2 дополнительных двигателя (итого их 6, обладающих мощностью в 229,5 kH каждый).
Лётные особенности АН-225 приведены в табл. ниже.
Технические параметры «Мрии»
Характеристики | Ед. изм. | Параметры |
---|---|---|
Количество экипажа | чел. | 6 |
Длина машины | м | 84 |
Высота самолета | м | 18,2 |
Размах крыла | м | 88,4 |
Масса самолета: без нагрузки/мах взлетная | т | 250/640 |
Масса топлива | т | 300 |
Скорость крейсерская | км/ч | 850 |
Дальность полета: мах/с нагрузкой | тыс. км | 15,4/4,0 |
Мах нагрузка | т | 250 |
На грузовом тяжеловесе применены турбогенераторные двигатели на 2 контура, рассчитанные на 6 тыс. часов беспрерывной работы. Чтобы совершить разбежку и взлететь, «Мрии» необходима ВПП протяженностью 3-3,5 тыс. м.
Схема самолета
Проект разрабатывался с определенной целью – для перевозки космического орбитального корабля «Буран», который отлично размещался поверх фюзеляжа «Мрии», а также для доставки на Байконурский космодром ракетных блоков «Энергия».
Внутри самолет АН-225 оборудован специальными отсеками, обеспечивающими надежное перемещение по воздуху на дальние расстояния различных тяжеловесных грузов, и не приспособлен для использования в качестве пассажирского транспорта.
В лайнере оборудованы места только для 6 членов экипажа и перевозки технического персонала, сопровождающего грузы (это 70 посадочных кресел).
Функциональные особенности
АН-225 – не случайно самый грузоподъемный самолет в мире. Помимо того, что он способен перенести на себе «маленький» космический «Буран», внутри машины достаточно места для транспортировки других грузов с большим весом:
- На фюзеляже с наружной стороны можно перевозить монолитные сверхгабариты массой до 200 т;
- Внутри самолета легко помещаются длинномерные, тяжелые грузы крупных габаритов широкого спектра применения максимальным весом до 250 т;
- При беспрерывном перелете внутри континента «Мрия» способна транспортировать дополнительный вес порядка 180-200 т;
- При перелетах между континентами допустима транспортировка грузов до 150 т.
Большая достаточно просторная кабина фюзеляжа дает возможность перемещать по воздуху многотонные грузы:
- самосвалы типа «БелАЗ», а также генераторные и турбинные конструкции (общим весом порядка 200 т);
- внутри одновременно поместится легковых машин штук 50 или авиационные контейнеры в количество 16 единиц (каждый по 10 т).
Предприятие Украины «Antonov Airlines» использует на текущий момент «Мрию» в целях коммерции – для масштабных грузоперевозок.
Так, в мае 2016 года лайнер выполнил 1-й коммерческий перелет из Чехии в Австралию (протяженностью в 15,5 тыс. км), сделав 4 посадки в промежуточных хабах. На борту перевозился крупногабаритный генератор в 135 т.
В ноябре уже в Сантьяго перевозится электротурбина, весящая со всеми комплектующими 182 т. Это стало своеобразным рекордом для Южноамериканского континента.
Некоторые значимые достижения по грузоперевозкам авиалайнером АН-225 отражены в табл. ниже.
Рекорды самолета «Мрия»
Период | Основные достижения |
---|---|
Март 1989 г. | Машина побила 110 рекордов в мировой авиации, перевезя груз массой 156,3 т |
Август 2004 г. | Из Чехии в Ташкент с 1-й посадкой в Самаре совершен полет со спецтехникой на борту массой в 250 т |
Август 2009 г. | Лайнер вносят в Книгу рекордов Гиннеса после полета из Германии в Армению с самым крупным моногрузом в 187,6 т |
Июнь 2010 г. | Совершена воздушная перевозка самого длинномерного в истории авиации груза – 2 лопасти от ветряка, каждая длиной по 42,1 м |
Дополнительная информация. За весь период эксплуатации самый тяжелый самолет «Мрия» побил более 200 мировых рекордов. Абсолютное достижение по грузоподъемности составляет 253,8 т.
Единственный параметр, которым уступает данный самолет, – это размах его крыльев. На текущий момент с «Мрией» конкурирует американский лайнер Scaled Composites Stratolaunch Model 351, представленный миру в этом году, – у него размах крыла достигает 117 м. Но, являясь крупнейшим 2-х фюзеляжным самолетом, он уступает АН-225-ому по максимальным параметрам грузоподъемности и взлетной массы.
АН-225 продолжает привлекать к себе внимание: где бы ни приземлился данный самолет, везде появляются толпы желающих взглянуть на самый тяжеловесный лайнер, бьющий всевозможные неимоверные рекорды в мировой авиации по грузоперевозкам.
В Австралии даже подготовили специальные смотровые площадки для желающих увидеть, как будет у них приземляться, а через несколько дней набирать высоту самый мощный лайнер в мире.
Судьба 2-го самолета
На момент развала Советского Союза на КМЗ остался недособранным 2-й экземпляр «Мрии» – его успели сделать всего лишь на 70%. До нынешнего года ситуация никак не менялась из-за отсутствия материальных возможностей – на завершение постройки и последующие испытания необходимо порядка $120 млн.
В августе прошлого года украинская компания нашла тех, кто согласился вложить инвестиции в развитие самолетов данного типа. Это ознаменовалось подписанием соглашения с китайской корпорацией Aerospace Industry Corporation of China о передаче ей прав на данную сверхмощную авиамашину.
Уже через пару десятилетий весь мир будет ассоциировать самый большой самолет в мире с азиатской страной, которая уверенно идет к цели стать великой державой. И покорение космоса с помощью «стартовой площадки», каковой является лайнер АН-225 «Мрия», этому поспособствует.
Видео
https://www.youtube.com/watch?v=dfRq_cV6Slo