Ближнемагистральный турбовинтовой лайнер ATR 72 представляет собой модифицированный ATR 42, дополненный удлиненным на 4.5 метра фюзеляжем и повышенным показателем пассажировместительности. Основное назначение этого самолета – транспортировка пассажиров на небольшие и средние расстояния. Чаще всего он эксплуатируется при организации перелетов в зонах регионального и местного воздушного пространства.

Самолет atr 72 во всей красе своего полета

Самолет atr 72 во всей красе своего полета

Агрегат не только комфортен, но и весьма надежен, а также перспективен с позиции эксплуатации.

О производителе

Производителем самолета atr 72 является крупный франко-итальянский концерн ATR (Avions de Transport Regional). Заводы этого производителя находятся как на территории Италии, так и на территории Франции. Если говорить более конкретно, самолетные фюзеляжи и части оперения изготавливаются подразделением Alenia Aeronautica в городе Неаполь, крыло самолета – в компании EADS во французском Бордо, а окончательная сборка летных единиц осуществляется в Тулузе, что также во Франции.

На сегодняшний день ATR входит в число мировых лидеров в сфере производства турбовинтовых самолетов с количеством пассажирских мест от 40 до 74. 

ATR: модели и модификации

Началом выпуска самолетов ATR 72 считается 1989 год. Именно тогда была представлена первая модификация лайнера – ATR-72-100. Это был подтип для проведения процедуры сертификации. На первый самолет были установлены двигатели Pratt &Whitney Canada PW124B. Винты применялись аналогичные тем, что использовались на предыдущей модели ATR-42 – четырехлопастные.

Некоторое время спустя, была выпущена исходная модификация ATR-72-200 и почти одновременно с этим ATR-72-210. На последнюю были установлены на порядок более мощные ТВД RW127F.

И, наконец, последней версией востребованного лайнера стала модификация ATR-72-500. Эта версия отличается удлиненным фюзеляжем, большим размахом крыла, увеличенной базой стоек шасси. Кроме того, объем ее топливных баков примерно на 10% больше. Грузоподъемность самолета составляет 7050 кг. Для сравнения, у 42-го аналогичный показатель был 5450 кг. Эта модификация успешно выпускается по настоящее время.

Производитель не собирается останавливаться на достигнутом. И уже сегодня в продажу начинают поступать модели 600-й серии. Речь идет об ATR-42-600 и ATR-72-600. Чисто внешне они практически не отличается от 500-й серии. Но последняя модификация оборудована современной цифровой авионикой, на нее устанавливаются улучшенные двигатели RW 127M.

Компания Avions de Transport Regional позиционирует свою новинку как самолеты с повышенным классом не только безопасности, но также надежности и комфорта. По их заверению, модификация имеет более низкие расходы на эксплуатацию при повышенной коммерческой нагрузке.

Основные характеристики ATR 72

Самолет ATR 72, благодаря своим техническим характеристикам, может перевозить до 74 пассажиров. В состав экипажа обычно входят два пилота, которыми и осуществляется управление воздушным лайнером. Самолет имеет крейсерскую скорость 509 км/ч, с которой он способен преодолевать две тысячи километр.

На данной модели не предусмотрена вспомогательная силовая установка. Вместо нее имеется, так называемый, пропеллерный тормоз, который обеспечивает самолет как электричеством, так и воздухом. Такое конструкторское решение позволило существенно снизить массу модели и объем потребляемого ATR 72 горючего.

Ознакомиться с характеристиками самолета можно в следующей таблице.

Характеристики

Грузоподъемность7500 кг
Длина27,17 м
Размах крыла27,05 м
Высота7,72 м
Масса пустого13010 кг
Масса снаряженного20500 кг
Максимальная взлетная масса22000 кг
Объем топливных баков6974 л
Силовая установка2хТВД Pratt&Whitney Canada PW127F, AFT-31
Мощность двигателей2х2 500 л.с. (взл. 2750 л.с.) (2х1 864 кВт (взл. 2051 кВт))
Воздушный винтHamilton Standart 568F, 6-лопастный
Максимальная скорость511 км/ч
Крейсерская скорость509 км/ч
Практический потолок7620 л
Скороподъемность6,88 м/с

Для своего класса самолет демонстрирует неплохие характеристики, что позволяет ему на протяжении ряда лет оставаться востребованным.

Схема посадочных мест в салоне

Не стоит забывать о том, что региональный самолет – это отнюдь не то же самое, что лайнер, предназначенный для межконтинентальных перелетов. В среднемагистральных моделях проходы и кресла стоят ближе друг к другу. Но учитывая тот факт, что дальность полета на ATR 72 крайне редко превышает 2 часа, вряд ли более компактное исполнение доставляет пассажирам существенные неудобства.

Салон самолета выглядит вполне достойно

Салон самолета выглядит вполне достойно

Компановка самолета, эксплуатируемого в разных авиакомпаниях, может иметь несущественные отличия. Но в целом схема салона выглядит следующим образом.

В ATR-72 нет подразделения на классы. Все места в самолете относятся к эконом-классу. В каждом ряде по четыре сидений, разделенных попарно проходом. Количество рядов варьируется от 17 до 18. Имеется три входа: два спереди и один в хвостовой части. Там же, в конце салона, находится санузел и кухонная зона.

Чтобы определить худшие и лучшие места в самолете, настоятельно рекомендуется изучить схему салона.

На схеме наглядно видно, куда садиться, чтобы чувствовать себя комфортно во время полета

На схеме наглядно видно, куда садиться, чтобы чувствовать себя комфортно во время полета

Внимательно изучив точное расположение посадочных мест, можно без проблем найти те, которые окажутся максимально удобными для конкретно взятого пассажира. Но существуют некоторые общие рекомендации, следуя которым, можно максимально комфортно чувствовать себя в полете. Пассажиры с детьми чаще всего выбирают кресла, расположенные с третьего по десятый ряд рядом с проходом. С крайнего места проще встать при необходимости, не беспокоя при этом соседей. А расположение в отдалении от хвоста самолета позволит свести к минимуму тряску в случае попадания в зоны турбулентности.

Худшими местами, как и в любом другом авиалайнере, являются кресла в конце салона. Именно в той части особенно чувствуется тряска. Но даже не это самое неприятное – в хвосте расположен пищеблок и туалет. Так что от лишних запахов и скопления людей избавиться не получится. Кроме того, места в предпоследнем ряду имеют ограничения наклона спинки кресла, а в последнем – не откидываются вовсе.

Что касается остальных мест в салоне, они в принципе не отличаются по показателю комфортабельности. Везде достаточное количество пространства для ног, имеются откидные столики и подлокотники.

Многие пассажиры предпочитают занимать передние ряды. Они мало чем отличаются от остальных, но основное преимущество перелета на них заключается в возможности одними из первых покинуть салон лайнера после посадки.

Что касается дополнительных удобств: систем развлечения, розеток и беспроводного Интернета, подобные опции в самолетах, предназначенных для перелетов на ограниченные расстояния, обычно не предусматриваются. Впрочем, как правило, особой необходимости в них и не возникает.

Данная модель самолета имеется в авиапарке многих авиакомпаний. И это вполне объяснимо, поскольку аtr 72 известный самолет, имеет отличные технические характеристики и отличается высокой надежностью.

Видео