Аэропорт Жуковский является международным аэропортом Московской области, имеющим федеральное значение. Расположенный на землях города Жуковский аэропорт зонально относится к Московскому авиационному узлу.

Аэровокзал был возведен сравнительно недавно, в 2016 году на базе аэродрома Раменское. В период разработки проекта и открытия аэропорта был заявлен пассажиропоток в количестве 4 млн. человек в год.

Фасад аэровокзала

Фасад аэровокзала

В планах дальнейшего развития аэропорта строительство двух терминалов для приема и обслуживания пассажиров, гостиничного комплекса, парковочных блоков и в перспективе платформы для приема аэроэкспресса.

Согласно стратегии развития воздушной гавани к 2020 году терминалы аэропорта будут иметь пропускную способность около 10 млн. пассажиров ежегодно.

Столь амбициозные планы формируют необходимость оптимизировать транспортную доступность аэропорта. Актуальность вопроса продиктована не только планируемой нагрузкой на систему дорог города Жуковский, но и возможностью беспересадочного трансфера из столицы к аэродрому.

Способы добраться

Аэропорт не оснащен собственным железнодорожным терминалом. На текущий момент ближайшая железнодорожная станция – Отдых.

На платформе Отдых

На платформе Отдых

Варианты маршрута

  1. Электропоезд от Казанского Вокзала до железнодорожной платформы «Отдых», время в пути – 55 минут или 38 минут при посадке в скоростной состав «Спутник». Далее шаттл-бас или регулярное маршрутное такси № 2 и № 6 непосредственно к аэровокзалу, дорога занимает 15 минут. Билет для взрослого пассажира стоит 266 рублей, для ребенка – 66 рублей 50 копеек. Багаж бесплатно;
  2. Электропоезд от станции «Выхино» до платформы «Отдых», время на переезд – 30 минут. Далее до аэропорта – шаттл или маршрутное такси №2, № 6 по аналогии с предыдущим вариантом транспортировки. Стоимость билета на электропоезд – 132 рубля, багаж бесплатно;
  3. От метро «Котельники» автобусом № 441э, время в пути – в пределах 50 минут, стоимость проезда – 82 рубля, багаж, сумма трех сторон которого превышает 120 см, оплачивается дополнительно – 62 рубля;
  4. На автомобиле: личный транспорт или такси, стоимость услуг которого колеблется от 940 до 1000 рублей, в зависимости от стартовой точки маршрута, конкретного округа Москвы.

Подробно о текущих способах добраться в аэропорт можно узнать на портале воздушной гавани http://www.zia.aero/how-to-get/by-public-transport/.

Перспективы развития

В 2016 году на уровне Правительства Москвы и ОАО «Российские железные дороги» была затронута актуальность строительства железной дороги в аэропорт Жуковский.

Новая ветка должна будет разгрузить пассажиропоток с имеющихся транспортных артерий, будет менее загружена действующая автодорога. С введением такого способа добраться в воздушную гавань будет решен вопрос удобства, дана возможность беспересадочного переезда до аэродрома.

На Правительственном уровне был поднят вопрос о целесообразности запуска до Жуковского аэропорта Аэроэкспресса.

К концу 2016 года общественности стал доступен вариант проекта железной дороги к аэропорту Жуковский, согласно которому ветка должна проходить через недействующее летное поле близ станции Быкова, пересекать автомобильную дорогу Москва – Жуковский, пролегать через само село Быково, его жилой сектор, в непосредственной близости к местным религиозным постройкам.

Схема новой ветки

Данный план был согласован с Научно-исследовательским и проектным институтом градостроительства Московской области и утвержден губернаторам Московской области А. Воробьевым.

Схема ж/д дороги

Схема ж/д дороги

Село Быково входит в состав Верейского сельского поселения Раменского района. Именно на сайте администрации Московской области и был обнародован проект прокладки железной дороги в аэропорт Жуковский через Быково, с. Верея.

Согласно проекту для строительства железной дороги необходимо пожертвовать частными домами жителей села, зданиями прихода храма «Живоносный источник», подлежащими сносу.

Руководствуясь стандартами, строительство железнодорожных путей предполагает наличие определенной «зоны отчуждения», которая в свою очередь расширяет границы требуемого участка под строительство.

Создание данной ветки могло поставить под угрозу существования храма Владимирской Иконы Божьей матери – это значимое творение русской архитектуры. По утверждению экспертов, вибрация от железной дороги будет способствовать разрушению фундамента постройки.

Фасад храма Владимирской Иконы Божьей матери

Фасад храма Владимирской Иконы Божьей матери

Новая ветка предположительно должна была пройти по территории Усадьбы «Быково», являющейся памятником архитектуры и не допускающей создание на своей территории транспортных артерий.

Данный план спровоцировал широкий общественный резонанс. Были подключены средства массовой информации. В результате чего местными жителями была подготовлена петиция о недопустимости утверждения данного варианта, и сформировано требование о разработке альтернативного маршрута. Обращение было подписано почти 2 тыс. человек.

Документ получил поддержку районных властей и был направлен в Правительство Московской области.

В обсуждении радикального варианта того, где пройдет новая ветка, приняли участие:

  • Представитель компании «Рампорт Аэро», управляющей новым аэропортом, заявивший о неприемлемости такого варианта строительства, когда железнодорожные пути вынуждают производить снос имеющихся жилых и культурно-исторических зданий. Более того, было упомянуто о предложение альтернативных вариантов прокладки путей по незастроенным землям, находящимся в федеральной собственности;
  • Представитель компании «Аэроэкспресс», упомянувший, что вопрос о возможности запуска поезда до аэропорта Жуковский по аналогии с другими аэропортами московского транспортного узла действительно обсуждался. Но такой вариант транспортного сообщения будет введен только в случае наличия 9-ти миллионного пассажиропотока.

Возможные варианты прокладки железнодорожной ветви:

  1. От платформы «Отдых», являющейся сегодня конечной точкой железнодорожного маршрута по пути в аэропорт Жуковский;
  2. Через земли поселка Октябрьский и пойменные территории реки Москва.

Текущая ситуация по прокладке ж/д путей

В марте 2017 года в Отчете о проделанной работе глава города Жуковский Андрей Войтюк упомянул о полученной поддержке со стороны Правительства Московской области относительно вопроса недопустимости сноса строений в Селе Быково и о планируемой разработке предложений по вариантам прокладки железнодорожной ветки на территории Раменского района. В разработке альтернативных вариантов предполагается задействовать глав Раменского района и города Жуковский, а также архитекторов Московской области.

Жители Быкова протестуют против генерального плана

Жители Быкова протестуют против генерального плана

Руководители региона наиболее оптимальным называют вариант прокладки линии от станции «Котельники». Способ исполнения – подвесное метро. Данная линия предполагается непосредственно до Жуковского в обход других населенных пунктов, в том числе села Быково и поселка Октябрьский. Легкое метро планируется к запуску в 2022 году.

Другим альтернативным проектом включения аэропорта Жуковский в транспортную сеть Московского авиационного узла является постройка 250-ти километровой линии трамваев. Данный план – часть утвержденной Правительством Московской области стратегической программы на период до 2035 года. Линия предполагается кольцевой, по ходу ее движения будут связаны более 20 городков Подмосковья, основные аэровокзалы, и будет организовано пересечение с некоторыми станциями метрополитена столицы. Создание данной трамвайной сети в числе прочих решит проблему транспортной доступности аэропорта Жуковский.

Доклад руководителя администрации Жуковского о неприменении первоначального плана строительства железной дороги прошел в рамках встречи с горожанами. При этом официальных документов об изменении плана, в котором затрагивается село Быково, либо новых проектных решений на административном портале Подмосковья размещено не было.

Для жителей Верейского поселения ситуация может сглаживаться лишь тем, что объемы пассажиропотока аэропорта Жуковский на сегодняшний день не достигают требуемой цифры в 9 млн. человек, необходимых для постройки и введения путей для запуска Аэроэкспресса.

Аэропорт в ночное время

Аэропорт в ночное время

Видео