Международный аэропорт Астрахань – значимый транспортный узел Южного федерального округа, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов не только по собственному региону, а также за рубеж. Других аэропортов в Астраханской области нет, ближайшие расположены в радиусе около 300 километров: в Казахстане (Атырау) и в Калмыкии (в Элисте).

Международный аэропорт Астрахань

Международный аэропорт Астрахань

Аэропорт от самой Астрахани расположен недалеко, менее чем в десяти километрах к югу. Собственно, жителям Астрахани аэропорт известен более как Нариманово – именно такое имя носил он вплоть до начала 2000-х годов.

Сегодня из аэропорта ежедневно отправляются самолеты, следующие регулярными и чартерными рейсами, в том числе осуществляются рейсы международного сообщения. И хотя число рейсов по сравнению с советским периодом астраханский аэропорт сократил многократно, все же работники предприятия надеются сохранить действующие позиции, приближая уровень обслуживания до международных стандартов качества и безопасности, о чем руководство аэропорта сообщает на странице официального сайта.

История аэропорта

Историю гражданского воздушного сообщения Астраханская область ведет с 1936 года, когда неподалеку от города, в районе поселка Осыпной Бугор, был открыт первый аэровокзал, хотя назвать это небольшое деревянное строение аэровокзалом можно было с большой натяжкой – оно было одновременно и местом приема пассажиров, и служебным помещением для летного состава, диспетчерской и пр. От тех времен на память о первом аэропорте осталось название спортивного аэродрома, который так и располагается у Осыпного Бугра.

Такими были первые самолеты старого аэропорта

Такими были первые самолеты старого аэропорта

Первые рейсы выполнялись по маршруту «Астрахань – Москва», ежедневно шестиместные самолеты «Сталь-3» перевозили астраханцев в столицу и обратно. Постепенно стали развиваться и другие, в том числе и местные линии, они использовались не только для доставки пассажиров по региону и за его пределы, но и для отправления почтовых и прочих грузов, проведения сельхозработ с воздуха и выполнения иных поручений руководства растущего народного хозяйства страны.

Летчики малой сельхозавиации

Летчики малой сельхозавиации

Когда началась Великая Отечественная война, многие аэропорты, которые находились на пути следования военных самолетов на фронт, стали принимать их на техобслуживание и дозаправку. Такую миссию поручили и этому аэропорту. Аэропортам в тот период отводились серьезные стратегические задачи, и астраханский тоже их решает наряду с военным аэродромом, расположенным в 16 километрах от города, близ Нариманово.

Позднее, сразу после окончания войны, этот аэродром, носивший сталинское имя, передадут в переподчинение уже авиации гражданской, а на месте бывшего военного аэродрома будет заложено начало строительства нынешнего аэропорта «Нариманово», позднее ставшего сегодняшним аэропортом международного значения.

Лишь в начале 53-го тут воздвигнут новое сооружение – это будет двухэтажное гостиничное здание и, выражаясь современным языком, терминал. А до тех пор пилоты гражданской авиации и Минрыбпром Советского Союза умудрялись сажать борта на старую кирпичную взлетно-посадочную полосу, наращивая объем перевозок по воздуху в регионе.

Периодом максимального расцвета для аэропорта можно считать конец семидесятых – начало восьмидесятых годов, когда аэродром стал активно расширять номенклатуру самолетов, также там базировались вертолеты. С открытием свежей бетонной ВПП и аэровокзала (его строили в 79-м году, кстати, всей страной, а строительство было объявлено комсомольско-молодежной стройкой) стали эксплуатироваться новые сверхбыстрые самолеты Ту-134 с реактивными турбинами. К 90-м годам в эксплуатацию вступили самолеты Як-42. Эти многоместные самолеты улучшили условия полетов для пассажиров, ускорили прохождение маршрута и в целом увеличили объем перевозок астраханского аэроузла.

Кризисные явления девяностых отразились на всех аэропортах бывшего Советского Союза, наиболее сложными эти годы стали для небольших региональных предприятий. Реорганизация и формирование вместо прежнего авиаотряда двух госпредприятий: собственно «Аэропорт Астрахань» и авиаперевозчика «Астраханские авиалинии», и дальнейшая их приватизация с созданием ОАО не смогли кардинально изменить ситуацию.

Нужно было развивать международные перевозки.

В 1996 году открылся международный сектор

В 1996 году открылся международный сектор

Буквально за год, к декабрю 1996 года, была проведена реконструкция, введены в строй международный сектор аэровокзала и пункты таможенного контроля. Но, несмотря на все усилия, цены росли, платежеспособность пассажиров падала, а с ней и объем перевозок в аэропорту, пока не снизился до пары международных вылетов в сутки. Когда же в расписании прилетов и вылетов пропали рейсы «Астраханских авиалиний», предприятие, которое имело к тому времени 70-летний стаж работы, практически прекратило свое существование.

День сегодняшний

В 2006 году в руководство пришли новые люди, началась полномасштабная реконструкция старой инфраструктуры, в том числе были заменены искусственные покрытия аэродрома, отстроены служебные и отремонтированы производственные помещения, перрон, модернизируются остальные объекты.

Сегодняшний аэропорт

Сегодняшний аэропорт

Сегодня тут есть все, чтобы комфортно и безопасно принимать борта и пассажиров. Проведение аэропортом строительства новой бетонной армированной взлетно-посадочной полосы, длина которой сейчас составляет 3200 метра, открыло путь самым современным самолетам. Сегодня, как сообщает «Справочник Авиапорт», аэропорт Астрахань принимает самолеты большинства марок и их модификаций: Аны, Илы, Яки, Ту, современные аэробусы, боинги и прочие легкие и тяжелые самолеты.

Аэродром относится к первой категории ИКАО. Кроме того, в настоящее время в аэропорту действует вторая взлетно-посадочная полоса длиной 1950 метров с шириной 100 м, а также отдельно оборудованный вертодром, поэтому аэропорт может обслуживать также все типы вертолетов.

Это интересно. Ассоциация Гражданской авиации «Аэропорт», которая ежегодно проводит конкурс для аэропортов-участников из стран СНГ, в 20009 году отметила этот аэропорт в качестве победителя среди родственных предприятий, обслуживающих ежегодно до 300 000 человек. В последующий год аэропорту удалось закрепить успех, получив признание аэропорта, который наиболее эффективно развивается среди прочих аэропортов стран Содружества в своем классе.

После того, как в 2012 году завершились основные реконструкционные работы, этот аэроузел может принять в час до четырехсот пассажиров.

В 2016 году в аэропорту торжественно встречали своего 500-тысячного гостя.

Полумиллионный пассажир аэропорта "Астрахань"

Полумиллионный пассажир аэропорта «Астрахань»

С завершением реконструкционных работ для пассажиров международного направления открылся новый удобный и просторный зал прилета. Вылетающим по внутренним авиалиниям был также предложен более современный зал ожидания в закрытой зоне аэропорта.

В зале прибытия местных рейсов зал тоже выглядит гораздо просторнее. Комфортным стало информирование пассажиров – появились информационные и справочные табло, автоматизирована вся справочная служба аэропорта «Астрахань». В общую справочную информационную систему вошло обновленное табло аэропорта, где содержится информация о прилетах и вылетах, расписание рейсов, прочие справочные данные. Справки также можно узнать по телефону или, обратившись в справочные.

Контакты

Аэропорт «Астрахань» расположен по адресу: пр. Аэропортовский, дом 1, строение 2.

Справочная аэропорта Астрахань, телефоны:

  • 7 8512 393 317 (телефон руководства),
  • +7 8512 394 253 (телефон-факс).

В справочнике аэропортов мира он значится под кодом IATA – ASF.

Официальный сайт – http://airport.astrakhan.ru. На сайте можно узнать номер рейса, время прилета и вылета, прочие данные расписания самолетов, телефоны сервисных и справочных служб и нужные адреса (к примеру, гостиницы аэропорта), номера телефонов, все про прилеты и о вылетах, а также много другой справочной информации. На главной странице сайта размещено онлайн табло аэропорт.

Направления

С ростом возможностей аэроузла и с улучшением условий для пассажиров выросло число не только регулярных, но и чартерных рейсов. В настоящее время чартерные перевозки связывают аэропорт с разными странами:

  • Турция;
  • ОАЭ;
  • Китай;
  • Индия;
  • Иран.

Возросло число чартерных рейсов в зарубежные страны . Из стран бывших союзных республик есть воздушное сообщение с Ереваном, Баку и Актау (Казахстан).

По сайту можно посмотреть географию полетов. В том числе согласно справочным данным сайта, из аэропорта авиакомпании осуществляют регулярные рейсы:

  • в Москву;
  • Ростов-на-Дону;
  • Сочи;
  • Краснодар;
  • Минводы;
  • Салоники;
  • Стамбул;
  • Анталью.

Базовой авиакомпанией аэропорта считается «Лукойл-авиа», аэропорт сотрудничает с «Аэрофлотом», «Победой», S7 и пр., полный список перевозчиков можно посмотреть по расписанию или справиться о них по телефонам аэропорта.

Интересный факт. Экстренная посадка самолета, следовавшего в Гоа из Москвы, произведена в Астрахани в 2016 году. Самолет с 200 пассажирами на борту над Казахстаном сломался и вынужденно приземлился в астраханском аэропорту в 22.00. Утром в 7.00 за пассажирами вылетел запасной самолет из аэропорта Шереметьево.

Сервис и инфраструктура

В аэропорту один терминал, который обслуживает внутренние и международные линии. В нем два этажа.

Схема терминала

Схема терминала

Для удобства пассажиров «Аэрофлота» в аэропорту рядом со стойками регистрации на первом этаже работает киоск онлайн-регистрации.

У стоек регистрации

У стоек регистрации

В здании аэровокзала работают:

  • магазин Дьюти Фри (расположен в международном секторе);
  • сувенирные киоски;
  • банкоматы;
  • упаковка багажа – 500 рублей за место, эту услугу здесь оказывает компания PACK&FLY;
  • комната матери и ребенка;
  • залы Vip – удобные, комфортные места в зале, комплекс услуг делают вылеты более спокойными и расслабленными для пассажиров. Новинка сервиса – стилизованный зал охотника и рыболова;
  • WiFi – бесплатный, доступен в любом зале;
  • камера хранения – располагается в цоколе здания, работает круглосуточно;
  • кафе, рестораны – на первом этаже расположен бар «Флайт», на втором – кафе «Шанхай». Ресторан «Лайнер» находится напротив аэровокзала.
Аэропорт внутри

Аэропорт внутри

Гостиница

Рядом с аэропортом есть гостиница (вместимость – 100 человек), она обслуживает аэропорт Астрахань. Адрес гостиницы: улица Аэропортовская, д.2.

Парковка

Есть также бесплатный паркинг для автотранспорта. В непосредственной близости к аэропорту есть стоянка для кратковременного паркинга. Первые 10 минут нахождения автомашины там бесплатны, затем производится плата по тарифам, которые можно посмотреть тут http://www.xn--80aaaa9dcahhdbllc1cxhc.xn--p1ai/upload/uslugi/parking.pdf.

Как доехать

Аэропорт практически находится в городской черте, так что доехать в любую точку города можно на такси (цена примерно 400 рублей) или общественном транспорте, что дешевле. В аэропорт ходит городской троллейбус № 1а, проезд на нем стоит 10 рублей. Есть также три маршрутных такси , цена проезда – 16 рублей. Примерное время в пути – 15 минут. Транспорт подходит с промежутком в 20 минут.

Являясь не столь большим по размерам перевозок пассажиров, аэропорт Астрахань сегодня смело заявляет о себе как о вполне самостоятельной части единого экономического пространства своей области, составляющем элементе общероссийской системы гражданской авиации, делая при этом многое для того, чтобы быть настоящими воротами региона международного значения и отвечать всецело этому статусу.

Видео