Содержание:
Международный аэропорт Астрахань – значимый транспортный узел Южного федерального округа, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов не только по собственному региону, а также за рубеж. Других аэропортов в Астраханской области нет, ближайшие расположены в радиусе около 300 километров: в Казахстане (Атырау) и в Калмыкии (в Элисте).
Аэропорт от самой Астрахани расположен недалеко, менее чем в десяти километрах к югу. Собственно, жителям Астрахани аэропорт известен более как Нариманово – именно такое имя носил он вплоть до начала 2000-х годов.
Сегодня из аэропорта ежедневно отправляются самолеты, следующие регулярными и чартерными рейсами, в том числе осуществляются рейсы международного сообщения. И хотя число рейсов по сравнению с советским периодом астраханский аэропорт сократил многократно, все же работники предприятия надеются сохранить действующие позиции, приближая уровень обслуживания до международных стандартов качества и безопасности, о чем руководство аэропорта сообщает на странице официального сайта.
История аэропорта
Историю гражданского воздушного сообщения Астраханская область ведет с 1936 года, когда неподалеку от города, в районе поселка Осыпной Бугор, был открыт первый аэровокзал, хотя назвать это небольшое деревянное строение аэровокзалом можно было с большой натяжкой – оно было одновременно и местом приема пассажиров, и служебным помещением для летного состава, диспетчерской и пр. От тех времен на память о первом аэропорте осталось название спортивного аэродрома, который так и располагается у Осыпного Бугра.
Первые рейсы выполнялись по маршруту «Астрахань – Москва», ежедневно шестиместные самолеты «Сталь-3» перевозили астраханцев в столицу и обратно. Постепенно стали развиваться и другие, в том числе и местные линии, они использовались не только для доставки пассажиров по региону и за его пределы, но и для отправления почтовых и прочих грузов, проведения сельхозработ с воздуха и выполнения иных поручений руководства растущего народного хозяйства страны.
Когда началась Великая Отечественная война, многие аэропорты, которые находились на пути следования военных самолетов на фронт, стали принимать их на техобслуживание и дозаправку. Такую миссию поручили и этому аэропорту. Аэропортам в тот период отводились серьезные стратегические задачи, и астраханский тоже их решает наряду с военным аэродромом, расположенным в 16 километрах от города, близ Нариманово.
Позднее, сразу после окончания войны, этот аэродром, носивший сталинское имя, передадут в переподчинение уже авиации гражданской, а на месте бывшего военного аэродрома будет заложено начало строительства нынешнего аэропорта «Нариманово», позднее ставшего сегодняшним аэропортом международного значения.
Лишь в начале 53-го тут воздвигнут новое сооружение – это будет двухэтажное гостиничное здание и, выражаясь современным языком, терминал. А до тех пор пилоты гражданской авиации и Минрыбпром Советского Союза умудрялись сажать борта на старую кирпичную взлетно-посадочную полосу, наращивая объем перевозок по воздуху в регионе.
Периодом максимального расцвета для аэропорта можно считать конец семидесятых – начало восьмидесятых годов, когда аэродром стал активно расширять номенклатуру самолетов, также там базировались вертолеты. С открытием свежей бетонной ВПП и аэровокзала (его строили в 79-м году, кстати, всей страной, а строительство было объявлено комсомольско-молодежной стройкой) стали эксплуатироваться новые сверхбыстрые самолеты Ту-134 с реактивными турбинами. К 90-м годам в эксплуатацию вступили самолеты Як-42. Эти многоместные самолеты улучшили условия полетов для пассажиров, ускорили прохождение маршрута и в целом увеличили объем перевозок астраханского аэроузла.
Кризисные явления девяностых отразились на всех аэропортах бывшего Советского Союза, наиболее сложными эти годы стали для небольших региональных предприятий. Реорганизация и формирование вместо прежнего авиаотряда двух госпредприятий: собственно «Аэропорт Астрахань» и авиаперевозчика «Астраханские авиалинии», и дальнейшая их приватизация с созданием ОАО не смогли кардинально изменить ситуацию.
Нужно было развивать международные перевозки.
Буквально за год, к декабрю 1996 года, была проведена реконструкция, введены в строй международный сектор аэровокзала и пункты таможенного контроля. Но, несмотря на все усилия, цены росли, платежеспособность пассажиров падала, а с ней и объем перевозок в аэропорту, пока не снизился до пары международных вылетов в сутки. Когда же в расписании прилетов и вылетов пропали рейсы «Астраханских авиалиний», предприятие, которое имело к тому времени 70-летний стаж работы, практически прекратило свое существование.
День сегодняшний
В 2006 году в руководство пришли новые люди, началась полномасштабная реконструкция старой инфраструктуры, в том числе были заменены искусственные покрытия аэродрома, отстроены служебные и отремонтированы производственные помещения, перрон, модернизируются остальные объекты.
Сегодня тут есть все, чтобы комфортно и безопасно принимать борта и пассажиров. Проведение аэропортом строительства новой бетонной армированной взлетно-посадочной полосы, длина которой сейчас составляет 3200 метра, открыло путь самым современным самолетам. Сегодня, как сообщает «Справочник Авиапорт», аэропорт Астрахань принимает самолеты большинства марок и их модификаций: Аны, Илы, Яки, Ту, современные аэробусы, боинги и прочие легкие и тяжелые самолеты.
Аэродром относится к первой категории ИКАО. Кроме того, в настоящее время в аэропорту действует вторая взлетно-посадочная полоса длиной 1950 метров с шириной 100 м, а также отдельно оборудованный вертодром, поэтому аэропорт может обслуживать также все типы вертолетов.
После того, как в 2012 году завершились основные реконструкционные работы, этот аэроузел может принять в час до четырехсот пассажиров.
В 2016 году в аэропорту торжественно встречали своего 500-тысячного гостя.
С завершением реконструкционных работ для пассажиров международного направления открылся новый удобный и просторный зал прилета. Вылетающим по внутренним авиалиниям был также предложен более современный зал ожидания в закрытой зоне аэропорта.
В зале прибытия местных рейсов зал тоже выглядит гораздо просторнее. Комфортным стало информирование пассажиров – появились информационные и справочные табло, автоматизирована вся справочная служба аэропорта «Астрахань». В общую справочную информационную систему вошло обновленное табло аэропорта, где содержится информация о прилетах и вылетах, расписание рейсов, прочие справочные данные. Справки также можно узнать по телефону или, обратившись в справочные.
Контакты
Аэропорт «Астрахань» расположен по адресу: пр. Аэропортовский, дом 1, строение 2.
Справочная аэропорта Астрахань, телефоны:
- 7 8512 393 317 (телефон руководства),
- +7 8512 394 253 (телефон-факс).
В справочнике аэропортов мира он значится под кодом IATA – ASF.
Официальный сайт – http://airport.astrakhan.ru. На сайте можно узнать номер рейса, время прилета и вылета, прочие данные расписания самолетов, телефоны сервисных и справочных служб и нужные адреса (к примеру, гостиницы аэропорта), номера телефонов, все про прилеты и о вылетах, а также много другой справочной информации. На главной странице сайта размещено онлайн табло аэропорт.
Направления
С ростом возможностей аэроузла и с улучшением условий для пассажиров выросло число не только регулярных, но и чартерных рейсов. В настоящее время чартерные перевозки связывают аэропорт с разными странами:
- Турция;
- ОАЭ;
- Китай;
- Индия;
- Иран.
Возросло число чартерных рейсов в зарубежные страны . Из стран бывших союзных республик есть воздушное сообщение с Ереваном, Баку и Актау (Казахстан).
По сайту можно посмотреть географию полетов. В том числе согласно справочным данным сайта, из аэропорта авиакомпании осуществляют регулярные рейсы:
- в Москву;
- Ростов-на-Дону;
- Сочи;
- Краснодар;
- Минводы;
- Салоники;
- Стамбул;
- Анталью.
Базовой авиакомпанией аэропорта считается «Лукойл-авиа», аэропорт сотрудничает с «Аэрофлотом», «Победой», S7 и пр., полный список перевозчиков можно посмотреть по расписанию или справиться о них по телефонам аэропорта.
Сервис и инфраструктура
В аэропорту один терминал, который обслуживает внутренние и международные линии. В нем два этажа.
Для удобства пассажиров «Аэрофлота» в аэропорту рядом со стойками регистрации на первом этаже работает киоск онлайн-регистрации.
В здании аэровокзала работают:
- магазин Дьюти Фри (расположен в международном секторе);
- сувенирные киоски;
- банкоматы;
- упаковка багажа – 500 рублей за место, эту услугу здесь оказывает компания PACK&FLY;
- комната матери и ребенка;
- залы Vip – удобные, комфортные места в зале, комплекс услуг делают вылеты более спокойными и расслабленными для пассажиров. Новинка сервиса – стилизованный зал охотника и рыболова;
- WiFi – бесплатный, доступен в любом зале;
- камера хранения – располагается в цоколе здания, работает круглосуточно;
- кафе, рестораны – на первом этаже расположен бар «Флайт», на втором – кафе «Шанхай». Ресторан «Лайнер» находится напротив аэровокзала.
Гостиница
Рядом с аэропортом есть гостиница (вместимость – 100 человек), она обслуживает аэропорт Астрахань. Адрес гостиницы: улица Аэропортовская, д.2.
Парковка
Есть также бесплатный паркинг для автотранспорта. В непосредственной близости к аэропорту есть стоянка для кратковременного паркинга. Первые 10 минут нахождения автомашины там бесплатны, затем производится плата по тарифам, которые можно посмотреть тут http://www.xn--80aaaa9dcahhdbllc1cxhc.xn--p1ai/upload/uslugi/parking.pdf.
Как доехать
Аэропорт практически находится в городской черте, так что доехать в любую точку города можно на такси (цена примерно 400 рублей) или общественном транспорте, что дешевле. В аэропорт ходит городской троллейбус № 1а, проезд на нем стоит 10 рублей. Есть также три маршрутных такси , цена проезда – 16 рублей. Примерное время в пути – 15 минут. Транспорт подходит с промежутком в 20 минут.
Являясь не столь большим по размерам перевозок пассажиров, аэропорт Астрахань сегодня смело заявляет о себе как о вполне самостоятельной части единого экономического пространства своей области, составляющем элементе общероссийской системы гражданской авиации, делая при этом многое для того, чтобы быть настоящими воротами региона международного значения и отвечать всецело этому статусу.