Ростов-на-Дону является одним из городов, принимающих участие в проведении Чемпионата мира по футболу в 2018 г., поэтому он был включен в Федеральную программу подготовки к проведению ЧМ-2018. В то же время по условиям целевой государственной программы по развитию транспортной сети России на период 2010-2020 гг., здесь, в столице Южного федерального округа, планировалось строительство аэропорта нового поколения. В 2012 г. местными властями было принято решение о разработке проекта, по которому в 2014 г. начали строить новый аэропорт в Ростове-на-Дону. После нескольких лет строительства аэровокзал Платов начнет свою работу 7 декабря 2017 г.

Аэропорт Платов

Аэропорт Платов

История создания

Подготовительный период 2012-2014 гг.

В 2012 г. под создание авиакомплекса выделен земельный участок, расположенный под Ростовом, в 29 км от города. Чтобы понять, где строится новый международный аэропорт в Ростове-на-Дону, нужно найти на карте Аксайский район. Расположение аэропорта Платов можно увидеть на карте Яндекса (см. рисунок ниже).

Старый и новый аэропорты на карте

Старый и новый аэропорты на карте

Два года ушло на подготовку документации, проведение тендера и разработку проекта нового аэропорта, который должен был решить проблему пропускной способности главного авиатранспортного узла Ростовской области в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в 2018 г.

Финансирование проекта аэропорта Южный (первоначальное рабочее название) смешанное – государственно/частное. Общий объем инвестиций в строительство нового авиакомплекса составил 47 миллиардов рублей, из них 19 миллиардов – денежные средства из федерального бюджета, а остальные суммы – вложение частного инвестора, группы компаний «Ренова» олигарха Виктора Вексельберга.

Дополнительная информация. Разработчиком проекта авиакомплекса является фирма из Германии «АССМАНН Бератен+Планен», а разработчиком общей концепции выступило британское архитектурное бюро TwelveArchitects.

Что касается выбора наименования этой воздушной гавани, то местное руководство объявило всеобщее голосование, по результатам которого было принято решение о названии аэропорта. В голосовании участвовали 3 варианта:

  • Южный;
  • Ростов-на-Дону;
  • Платов.

Сначала лидерами были два варианта названия – аэропорт Южный и Ростов-на-Дону. Но по итогам они набрали 33 и 27% голосов соответственно. Лидером стал Платов, набравший 40% голосов «за». В январе 2017 г. соответствующим указом Правительства РФ, строящаяся новая ростовская воздушная гавань получила официальное название – в честь народного героя, донского казака Матвея Платова.

Существует также предположение, что названию Платов также было отдано предпочтение губернатором округа Голубевым, который хотел сделать приятный подарок президенту. Якобы в годы работы в КГБ В. Путин имел псевдоним «Платов». Этот факт существенным образом повлиял на выбор конечного названия воздушной гавани.

Основные этапы строительства

В период с 2014 по настоящий момент строительство нового ростовского аэропорта не останавливалось. С 2015 г. основным подрядчиком строительства новой главной южной воздушной гавани в Ростове является турецкая строительная корпорация «Лимак Холдинг».

К концу августа 2015 г. на строящемся объекте были закончены основные земляные работы, а к концу осени завершена подготовка к фундаментным работам и начались работы по строительству аэродрома авиакомплекса:

  • монтаж взлетно-посадочной полосы;
  • создание системы рулежных дорожек.
На начальном этапе

На начальном этапе

Основные аэродромные работы были закончены к лету 2016 г., на тот момент ВПП была готова на 80%, а перрон – более чем на 80%.

Также с начала 2015 г. стартовали работы по обустройству фундамента основного пассажирского и грузового терминалов строящегося аэропорта, а следом – остальных административно-хозяйственных зданий авиакомплекса.

Строительство авиакомплекса

Строительство авиакомплекса

Уже в начале 2017 г. генподрядчик сообщил о готовности объектов:

  • авиатерминала – на 60%;
  • грузового терминала – на 69%;
  • административно-хозяйственного комплекса – на 60%;
  • здания контролирующих органов – на 87%;
  • материально-технической и ремонтной базы – на 89%;
  • торговых складов – на 73%;

К середине 2017 г. были в полном объеме выполнены все общестроительные работы, началась внутренняя отделка зданий и сооружений, монтаж спецоборудования. К осени 2017 г. были проведены все работы, необходимые для прохождения сертификации и стандартизации новых объектов авиакомплекса, строящийся аэропорт уже стал похож на свои проектные изображения.

Также к ноябрю этого года в полном объеме введены в эксплуатацию все объекты сопутствующей инфраструктуры, завершены монтажные и пуско-наладочные работы технологического оборудования, и было официально объявлено о том, что в эксплуатацию новую воздушную гавань Ростова-на-Дону сдадут с 7 декабря 2017 г.

Важно! С 11-00 7 декабря все авиарейсы старого аэропорта будут переданы на обслуживание Платову.

18 ноября 2017 г.

В этот день ВПП аэропорта приняла первые пробные авиарейсы:

  • из Москвы – авиакомпании «Россия»;
  • из старого аэропорта Ростова-на-Дону – авиакомпании «Азимут».

На борту Азимута (рейс A4 9001) в аэропорт прилетела официальная делегация Министерства транспорта России, Росавиации, представителей инвесторов. Росавиация дала разрешение на эксплуатацию авиакомплекса с 8 ноября 2017 г. В настоящее время строят дорожные развязки для соединения авиакомплекса с федеральной трассой М-4 «Дон» и Ростовской окружной автодорогой. 

После полного пуска в эксплуатацию Платова старый аэропорт Ростов-на-Дону в черте города будет закрыт, и его территория попадет под городскую застройку.

Данные и контакты

  1. Полное наименование – Международный аэропорт Ростова-на-Дону – Платов;
  2. Расположение – в 4 км на северо-восток от станицы Грушевская Аксайского р-на Ростовской области (сам Ростов-на-Дону на карте находится на западе Южного федерального округа);
  3. Кодировка согласно данным ИАТА и ИКАО:
  • ИАТА – ROV (перейдет от старого аэропорта с 27 ноября 2017 г.);
  • ИКАО – URRP.
  1. Официальный сайт – http://platov.aero;
  2. Контакты:
  1. Время работы – ежедневно (планируется работа в круглосуточном режиме).

В настоящее время сайт не запустил в работу онлайн табло, но с момента официального начала работы аэропорта оно будет доступно пассажирам. Также на сайте пассажирам будет доступна следующая информация:

  • расписание авиарейсов;
  • онлайн-регистрация;
  • бронирование и покупка авиабилетов;
  • правила предполетного и таможенного контроля;
  • правила провоза багажа и т.д.

Дополнительная информация. В настоящее время на главной странице сайта работает интерактивная карта авиакомплекса, кликая на ней по активным ссылкам, можно получить информацию обо всех объектах инфраструктуры. Таким образом, руководство аэропорта решило показать всю грандиозность проекта.

Схема авиакомплекса

Схема авиакомплекса

Инфраструктура аэропорта

На сегодняшний день примечательность аэропорта Ростова Платов состоит в том, что он является первой воздушной гаванью в современной России, построенной «в чистом поле», с нуля.

Основные данные по авиакомплексу

Основные характеристики объекта:

  • площадь пассажирского авиатерминала – 50 000 м2;
  • максимальный пассажиропоток – 5 млн. пассажиров за год, по прогнозам, в дальнейшем следует ожидать роста до 8 млн.;
  • объем грузопотока – 20 000 тн в год;
  • телетрапы – 9 шт.;
  • общее количество парковочных мест на автостоянках – 2500;
  • ВПП – одна, габариты составляют 3600х45 м, материал покрытия – асфальтобетон;
  • светосигнальное и навигационное оборудование соответствует 2 категории ИКАО;
  • количество самолетных стоянок на перроне – 45.

К основным объектам инфраструктуры относятся:

  • пассажирский авиатерминал (залы внутренних и международных вылетов и прилетов);
  • VIP-терминал, его планируют открыть уже в 2018 г.;
  • привокзальная площадь;
  • грузовой авиатерминал;
  • ремонтно-технологический комплекс;
  • складской комплекс;
  • административно-управленческий комплекс;
  • здание контролирующих органов;
  • здание кинологической службы.

Паркинг в аэропорту

На привокзальной площади и прилегающей территории в аэропорту организовано 4 платных парковки:

  • Р1 и Р2 – краткосрочные стоянки располагаются непосредственно на привокзальной площади;
  • Р3 – долгосрочная парковка на въезде в авиакомплекс;
  • Р4 – премиум-паркинг, расположенный около главного въезда на территорию.
Схема парковок

Схема парковок

Что касается тарифов, то на официальном сайте они еще не выложены, но некоторые фото, сделанные на месте, свидетельствуют о том, что:

  • первые 15 минут парковки – бесплатны;
  • за каждый последующий час взимается плата в размере 500 руб.

На картинке показаны въезд на краткосрочную парковку рядом с пассажирским авиатерминалом и действующие расценки.

Расценки на краткосрочных парковках

Расценки на краткосрочных парковках

Внутреннее устройство аэровокзала

Внутреннее устройство и техническое оснащение авиатерминалов в аэропорту произведено с соблюдением международных стандартов. В пассажирском авиатерминале будут работать:

  • зал вылетов внутренних линий;
  • зал вылетов международных линий;
  • зал выдачи багажа с вертикальными линиями подачи;
  • зоны таможенного и паспортного контроля;
  • отделения банков и банкоматы;
  • автоматические камеры хранения (плату внести можно как наличными, так и банковской картой);
  • комната матери и ребенка;
  • медицинский пункт;
  • точки общепита (кафе, бары и рестораны);
  • сувенирные магазины;
  • зона магазинов беспошлинной торговли.
Внутренние интерьеры

Внутренние интерьеры

Дополнительная информация. В отличие от большинства российских аэропортов, в Платове магазины Дьюти Фри будут работать не только в зале вылетов, но и в зоне прилета международных линий.

Отдельно стоит упомянуть о комнате матери и ребенка, где маленьких пассажиров и их родителей ждут:

  • комната для игр;
  • мини-столовая;
  • зона отдыха.

В будущем на всей территории аэропорта планируется организовать бесплатный доступ в интернет, установить пункты зарядки гаджетов.

Транспортное сообщение

Добираться из города в новый аэропорт можно будет несколькими способами:

  • личный автомобиль;
  • общественный транспорт;
  • такси.

Маршрут самостоятельной поездки можно проложить, воспользовавшись, к примеру, сервисом Яндекс или Гугл карты. Для преодоления расстояния в 29 км на личном автомобиле понадобится от получаса, в зависимости от загруженности дороги, аналогично по времени будет проехать расстояние от Ростова до Платова на такси.

Добраться на общественном транспорте можно за час, иногда дольше. Руководство Ростовской области закупило 20 автобусов вместимостью 16-20 человек для организации автобусного сообщения между городом и аэропортом.

Привокзальная площадь

Привокзальная площадь

Технические возможности ВПП

Как и многие аэропорты этого класса, Платов будет обслуживать следующие виды самолетов:

  • Airbus: А310, А319, А320, А321;
  • Boeing: 757, 737, 767;
  • Ил: 62, 76;
  • Ту: 154, 204;
  • Ан-124;
  • семейство Bombardier CRJ;
  • все типы вертолетов;
  • все виды легкомоторных самолетов.

География полетов

Поскольку все направления, обслуживаемые сейчас в старом аэропорту, будут сохранены, а также добавлены новые, то можно сказать, что новым авиакомплексом будут обслуживаться авиарейсы по направлениям:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Екатеринбург;
  • Худжанд;
  • Тбилиси;
  • Самара;
  • Симферополь;
  • Тюмень;
  • Гюмри;
  • Дубай;
  • Тель-Авив и др.

Также есть информация о том, что все авиакомпании, обслуживаемые старым аэропортом, заключают новые договоры с аэропортом Платов:

  • «Россия»;
  • «Аэрофлот»;
  • «Азимут»;
  • «Utair»;
  • «S7 Airlines»;
  • «Fly Dubai» и т.д.

Открытие нового аэропорта в Ростове-на-Дону станет завершающим этапом подготовки региона к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 г. Итак, с 11-00 7 декабря 2017 г. новая воздушная гавань начинает работать в полном объеме, будут обслуживаться и международные авиарейсы, с которыми были некоторые сложности.

Видео