Если для кого-то этот вопрос может показаться праздным любопытством, то для пилотов вес самолета является одним из важных рабочих показателей, ведь при превышении определенных норм они просто не смогут поднять лайнер в воздух – необходимость преодолевать земное притяжение еще никто не отменял. Также важно знать общий вес груза и центр тяжести самолета, поскольку неправильная центровка грозит потерей управления и, как следствие, катастрофой.
Какие показатели важны
В технической документации для каждого вида воздушного лайнера прописывается два основных показателя веса: для пустого самолета и различные взлетные индексы, которыми определяется стабильность полета. Существует строго определенный эксплуатационный вес, включающий массу самих авиалайнеров со встроенным оборудованием, веса бортового питания, а также членов экипажа. При добавлении к этому показателю веса багажа и запасов топлива рассчитывается рулежная (стояночная) масса самолета. Взлетный вес – максимально возможное количество тонн, при котором самолет способен развить необходимую для взлета скорость, получается при вычитании из стояночной массы веса топлива для выруливания. Стоит заметить, что это максимальные цифры, на фактические показатели веса самолета в различных режимах оказывают влияние погодные условия, характеристики взлетно-посадочной полосы и ряд других факторов.
Пока еще пассажиров взвешиваться не заставляют . Хотя для самолетов малой авиации, летающих на короткие расстояния, каждый килограмм критичен, и пассажиров взвешивают вместе с багажом. Поэтому для расчетов берутся усредненные показатели веса: 86 кг на одного пассажира (в холодный период немного больше из-за верхней одежды) и 13 кг одно место ручной клади. Максимально возможный вес багажа пассажиров также очень важен, поскольку всего 1-2 килограмма перевеса на один чемодан оборачивается лишним грузом для всего лайнера , который в некоторых случаях может привести к внештатным ситуациям в полете. Однако, и это не самая тяжелая составляющая взлетной массы, а всего лишь ее десятая часть.
Большую часть ее составляет необходимое для полета авиационное топливо – примерно одну третью.
Авиаконструкторы всеми способами стараются уменьшить собственный вес самолета за счет использования более легких конструкционных материалов для эффективного коммерческого использования лайнеров (т.е. перевозить больше пассажиров за один полет). В то же время увеличение грузоподъемности и вместимости воздушного судна влечет за собой увеличение его габаритов.
Как взвешивают самолеты
Это не такая фантастическая задача, как может показаться на первый взгляд. По сути, у каждого самолета уже есть встроенные весы: все три шасси лайнера оборудуются амортизационными механизмами на гидравлической тяге. Давление воздуха внутри цилиндра прямо пропорционально испытываемой нагрузке, а для стоящего неподвижно судна – это и есть искомая масса самолета.
Наиболее часто используемые варианты взвешивания воздушного судна и определения его центровки это:
- самолет пустой, оборудованный, в топливной системе залита вода, в моторном картере – масло;
- самолет загружен полностью, аналогично полету.
Процедуру проводят в 3 положениях:
- при стояночном угле;
- при полетном положении (определяется нивелиром);
- при минимальной нагрузке на костыль, устанавливаемый под хвостом лайнера. Она производится с помощью двух авиационных весов: одни ставятся под колеса на шасси, вторые – под костыль.
Сколько весят разные марки лайнеров
Современная авиапромышленность выпускает большое количество самолетов разных марок и их модификаций. Для расчетов берутся дальнемагистральные американские «Боинги», «Эйрбасы» из Европы и российские (советские) ТУ.
Итак, сколько весит самолет Боинг. Измеренные весовые характеристики большинства моделей приведены в таблице (указаны максимальные значения взлетных весов).
Вес самолетов Boeing
То, сколько весит самолет, зависит от модели, серии и модификации (при модернизации, например, укорачивается фюзеляж, что позволяет повысить дальность полетов и снизить собственный вес самолета).
Вес пустого (со встроенной оснасткой) самолета составляет :
- для модели 737 – 27-45 тонн;
- для модели 767 – 80-103 тонны;
- для модели 747 – 162-215 тонн.
Самым тяжелым пассажирским самолетом среди семейства «Боинг» по праву считается двухпалубный Боинг 747 800 – его вместимость составляет 660 пассажиров с багажом, дальность полетов без дополнительных заправок превышает 14 тысяч км со скоростью около тысячи км в час. Эксплуатационная масса (пустой самолет) составляет 162-215 тонн , максимальный вес при взлете определен в 440 тонн.
В составе многих авиаперевозчиков совершают полеты лайнеры европейского производства «Airbus A380». Именно они, а не популярные «Боинги», считаются самыми крупными пассажирскими суднами, эксплуатируемыми в коммерческой авиации. Этот гигантский самолет длиной более 70 метров имеет двухпалубную компоновку и принимает на борт от 555 до 850 путешественников. Масса пустого самолета уже приводит в изумление.
Эксплуатационная масса лайнеров модели Эйрбас А380
Наибольший вес при взлетном режиме самолетов марки Эйрбас составляет от 560 до 590 тонн.
Среди пассажирских авиалайнеров советского и российского производства самыми массовыми были Ту-154 в различных модификациях. В настоящее время наиболее мощным и востребованным воздушным лайнером стал ТУ-204. Весовые характеристики российских самолетов приведены в таблице ниже.
Вес самолетов модели ТУ
Видео
Если смотреть на плывущий в небе самолет, кажется, что он буквально невесомый и чуть ли не «игрушечный». Однако, все пассажирские лайнеры состоят из авиационного металла, несут в себе сотни пассажиров и их багаж, баки заполнены тоннами горючего. Все это описывается внушительными цифрами в килограммах. Для обывателей знание того, сколько весит пассажирский самолет – просто любопытный факт, для пилотов – залог безопасного взлета, полета и приземления, а для авиаконструкторов – стимул к дальнейшей работе по снижению этого веса.