Самолет Ан-148

Работы по созданию современной альтернативы заслуженным Ту-134 и Як-40 были начаты еще в 1990-х гг. Сегодня Ан-148 – вполне современный авиалайнер, отвечающий требованиям мировых стандартов в области безопасности и экологичности в авиации.

Ан-148
Ан-148

Историческая справка

Создатель самолета нового поколения ан 148 – АНТК имени Антонова, ведет свою историю с 1946 г., когда приказом Министерства авиапромышленности СССР ознаменовалось создание опытно-конструкторского бюро (ОКБ) № 153 в Новосибирске, на местном авиационном заводе. Возглавил его О.К. Антонов, чьим именем впоследствии назовут авиаконцерн. В 1952 г. бюро перебазировалось в Киев, где и находится в настоящее время. ОКБ имени Антонова (сегодня оно носит название Государственное предприятие (ГП) «Антонов») было одним из ведущих создателей самолетов во времена СССР. После развала Советского Союза оно продолжило работу как авиапредприятие Украины. Вплоть до последних лет работы по созданию авиалайнеров семейства Ан-148 велись совместно украинскими и российскими авиаконструкторами.

За годы существования коллектив авиаконструкторов разработал свыше 100 видов и модификаций самолетов:

  • пассажирских;
  • транспортных;
  • специального назначения.

Всего было выпущено свыше 22000 машин. Визитной карточкой антоновцев по праву считаются такие гигантские транспортники, как «Руслан» и «Мрия», поставившие 270 мировых рекордов.

Семейство Ан-148

В настоящее время ГП «Антонов» сотрудничает со многими авиаконцернами (214 авиапредприятий) из 15 стран мира, при их участии была создана линейка авиалайнеров Ан-148. Это ближнемагистральные узкофюзеляжные самолеты, оснащенные двумя двигателями. Все модификации этой модели соответствуют запросам современных авиаперевозчиков, предъявляемым к лайнерам этого класса.

В начале 90-х гг. был создан прототип – Ан-74. В результате произведенных проектных работ он стал грузопассажирским, но для перевозки людей был не очень удобным. Поэтому работы над проектом продолжились, и в результате появилась новая модель – Ан-74-68. В 2002 г. проект был уже готов, и началась подготовка к производству опытного образца, который был произведен в 2004 г. В декабре 2004 г. он совершил свой первый полет уже под новым названием – Ан-148, а в 2005 г. был отправлен в серийный выпуск. Использование авиалайнера на коммерческих авиарейсах началось в декабре 2009 г. Среди авиакомпаний, сделавших предварительный заказ на поставку авиалайнера Ан-148, были:

  • «Аэросвит»;
  • «Аэрофлот»;
  • «Россия»;
  • «Красноярские авиалинии».

Основной моделью при создании линейки авиалайнеров была выбрана база в виде самолета модификации ан 148 100.

Перед выпуском с производства
Перед выпуском с производства

На сегодняшний день существует уже 11 модификаций базовой модели:

  • Ан-148-100А – пассажирский лайнер на 70-85 посадочных мест, с максимальной дальностью полета до 2100 км;
  • Ан-148-100B – самолет рассчитан на 70-85 человек, способный на перелет в 3500 км;
  • Ан-148-100Е – лайнер такой же пассажирской вместимости и способный на перелет в 4400 км;
  • Ан-148-100ЕА – авиалайнер, дополненный специальным салоном для пассажиров VIP-класса;
  • Ан-148-100ЕМ – специализированная модификация, используемая для нужд МЧС, оборудованная передвижным госпиталем;
  • Ан-148-200 – пассажирский авиалайнер с вместимостью 89 человек;
  • Ан-148C – транспортно-пассажирский самолет, оснащенный боковым грузоподъемным люком;
  • Ан-158 – лайнер с удлиненным фюзеляжем на 99 пассажиров и с максимальной дальностью полета 2500 км;
  • Ан-168 – авиалайнер, рассчитанный на максимальную дальность полета до 7000 км;
  • Ан-168МП – специализированные борта, предназначенные для патрулирования;
  • Ан-178 – грузотранспортный самолет, созданный на базе Ан-158.

Основные особенности модели

Базовая модель Ан-148 была оснащена двумя двигателями ТРДД Д436-148, размещенными под крыльями. Эта особенность дает дополнительную защиту от попадания посторонних предметов, а также дополнительную стабилизацию крыльев.

Современная навигационная система, чутко реагирующая на все изменения окружающих показателей, позволяет поднимать в воздух и сажать авиалайнер на любых аэродромах даже в сложных метеоусловиях и при слабой видимости.

Приборная панель в кабине пилотов
Приборная панель в кабине пилотов

Что касается пассажирского салона, то он разработан с учетом всех потребностей и способен предоставить максимальный комфорт во время полета. Отличительной особенностью является технологическое решение, при котором значительно увеличена звукоизоляция салона.

Салон Ан-148
Салон Ан-148

Проектирование Ан-148 велось с использованием методов 3D-моделирования с помощью CALS-технологий и согласно стандартам ISO 9000/9001-2000. Применение этих технологий помогло улучшить следующие факторы:

  • сокращение затрат на производство;
  • облегчить процесс обслуживания лайнера;
  • унификация проектно-сметной документации.

Также отличительной чертой нового проекта явилась цель максимальной универсальности основных составляющих и модулей, с целью их применения при разработке различных разновидностей:

  • фюзеляж;
  • силовая установка;
  • прочее оборудование.

В настоящее время специалисты называют конкурентом Ан-148 только Sukhoi Superjet-100.

Авиаэксперты сулили лайнеру отличные перспективы на будущее и стабильный спрос. Так, в 2010 г. предприятию-изготовителю поступило около 200 заявок на Ан-148. В настоящее время самолеты Ан-148 производятся на авиазаводах в Харькове и Воронеже.

Технические характеристики Ан-148

Для описания основных технических параметров модификации Ан-148 можно привести следующие характеристики:

  • длина – 29,13 м;
  • высота – 8,19 м;
  • собственный вес – 22,5 тн;
  • максимальная взлетная масса – от 38,55 до 43,70 тн;
  • грузоподъемность – от 9,68 до 10,10 тн;
  • размах крыла – 28,91 м;
  • площадь крыла – 87,32 м2;
  • крейсерская скорость – 840 км/ч;
  • максимальная скорость – 875 км/ч;
  • максимальная высота полета – 12400 м;
  • максимальная дальность полета – в диапазоне 1570-7000 км;
  • расход топлива – от 1550 до 1650 кг за час;
  • мест для пассажиров – 45-99 (в зависимости от модификации);
  • экипаж авиалайнера – 2 человека.

Следует отметить, что все модификации предназначены для эксплуатации при температурном режиме от -55 до +45 градусов Цельсия, срок эксплуатации – не менее 30 лет. Для обслуживания (прием и отправка лайнера) необходима взлетно-посадочная полоса длиной от 1560 до 1885 м (в зависимости от модификации самолета).

Максимально возможное количество полетов согласно спецификации составляет от 30 до 60 тысяч часов, а максимальное количество летных часов составляет 80000.

Что касается мер безопасности на борту, то с учетом современных реалий, связанных с терактами и попытками захвата воздушного судна, разработчики предусмотрели следующее:

  • бронированные пуленепробиваемые переборки и двери в кабине пилотов;
  • специальный отсек для оружия в кабине пилотов;
  • система радио,- и видеосвязи с отсеком бортпроводников;
  • пассажирский салон оснащен системой видеонаблюдения;
  • специальный отсек для изоляции подозрительных предметов.

Пассажирский салон

В зависимости от модификации, вместимость пассажирских салонов варьируется от 45 до 99 пассажиров. В настоящее время производятся лайнеры, в которых салон разделен на бизнес и эконом-класс. Бизнес-салон рассчитан либо на 8, либо на 10 посадочных мест. В салоне 2 ряда кресел, по 2 кресла по каждому борту.

Салон бизнес-класса
Салон бизнес-класса

Важно! С точки зрения комфортности мест, все места в бизнес-классе удобны, разница лишь в том, что 4 места в первом ряду имеют наибольшее пространство для ног.

Салон эконом-класса имеет менее широкий проход между рядами, т.к. пассажирские кресла размещаются по схеме 2-3 – с левого борта по 2 места в ряду, с правого – по 3. Пассажирские места соответствуют требованиям международных стандартов по комфортности и безопасности для пассажиров.

Ан 148: схема самолета
Ан 148: схема самолета

Так же, как и в бизнес-классе, самыми удобными для пассажиров будут кресла в первом ряду, имеющие больше места для ног.

Дополнительная информация. В первых рядах пассажиры могут вставать с места и ходить по салону, не тревожа соседей, – широкое пространство до переборки позволяет свободно передвигаться.

При этом наименее удачными в этом случае будут места с краю, рядом с проходом, в силу того, что проход достаточно узкий. Но худшими местами в салоне считаются кресла в последнем ряду, т.к. они находятся рядом с туалетом, и здесь всегда будут ходить пассажиры. Также в этом конце находится буфет и места для обслуживающего персонала. Приобретать билеты на эти места стоит лишь в крайнем случае, когда другие уже заняты.

Пассажирские кресла эконом-класса
Пассажирские кресла эконом-класса

В остальном пребывание в пассажирском салоне авиалайнера будет комфортным. Для ручной клади оборудованы объемные багажные отсеки – 4,2 м³, это рекордный показатель для ближнемагистральных лайнеров.

В соответствии с современными требованиями, на борту монтируется оборудование, позволяющее пассажирам пользоваться мобильными телефонами и интернетом во время полета. Также, при необходимости, в салоне устанавливается развлекательная система, включающая в себя возможность просмотра фильмов и прослушивания музыки.

Самолет оборудован достаточно объемным багажным отделением, предполагающим к перевозке до 14,6 м³ груза.

Сложности в эксплуатации

Проблема лайнеров линейки Ан-148 в том, что при достаточно малой вместимости по сравнению, например, с Airbus A319, они способны летать лишь на небольшие расстояния, т.к. при продолжительных перелетах (4 часа) пассажиры жаловались на дискомфорт и неудобства. Попытки авиакомпании «Россия» улучшить ситуацию в этом направлении потерпели неудачу. Также перевозчику пришлось отказаться от эксплуатации Ан-148 на маршруте Москва – Санкт-Петербург, т.к. спрос на авиабилеты позволил поставить на маршрут более вместительные авиалайнеры – тот же А319.

После подобных проблем несколько заказчиков, в том числе и «Аэрофлот», начали отказываться от покупки Ан-148. Также немаловажную роль сыграло существенное увеличение цены на самолеты по сравнению с изначально заявленными 14 миллионами долларов США. По состоянию на сегодняшний день, руководством Воронежского авиазавода, собирающего Ан-148 в России, производство самолетов будет отменено с 2018 г. Что будет с производством, в свое время переориентированным на выпуск именно модификаций Ан-148, пока не ясно, вопрос находится в стадии обсуждения на уровне администрации президента РФ.

Те борта, что уже поступили на баланс авиакомпании «Россия», будут переоборудованы под нужды МЧС и переданы в их ведение. Однако руководство ГП «Антонов» и Харьковский авиазавод считают, что у семейства Ан-148 есть будущее, и авиалайнеры имеют перспективы на будущий коммерческий успех. А пока украинский президент выбрал Ан-148 в качестве борта № 1.

Видео

Реклама от Google:

Добавить комментарий