Самолет Суперджет 100

Самолет Sukhoi SuperJet 100 (ssj) раньше имел иное наименование, а именно RRJ-Russian Regional Jet. Разработчик и изготовитель у лайнера один – ОАО «Гражданские самолеты Сухого», входящее в состав крупнейшего отечественного авиастроительного концерна «Сухой».

ОАО "Сухой" входит в число лидеров отечественного самолетостроения
ОАО «Сухой» входит в число лидеров отечественного самолетостроения

Главная особенность лайнера Сухой Суперджет заключается в том, что в свое время он оказался самым первым лайнером, который был разработан в Российской Федерации после того, как распался Советский Союз. Кроме того, это был первый в своем роде пассажирский самолет в нашей стране, работа над которым велась с использованием цифровых современных технологий.

Из истории лайнера

Проект разработки отечественного лайнера изначально существовал под наименованием RRJ (Russian Regional Jet). Под аналогичным именем Суперджет был направлен в производство. Несколько лет спустя объявили всероссийский конкурс на идею коммерческого наименования судна. Ни одно из имевшихся предложений в пределах данного конкурса не приняли, в итоге к процедуре была подключена сторонняя организация, предложившая в итоге наименование Sukhoi Superjet 100 (аббревиатура SSJ 100). Произошло это в 2006 г. Именно тогда была начата сборка первого RRJ с № 97002. Презентован самолет был 26.09.07г. в г. Комсомольск-на-Амуре. Ближе к концу 2008 г. самолет прошел все необходимые заводские испытания. Была начата процедура сертификации в Международном авиационном комитете (МАКе), предполагавшая прохождение дополнительных ресурсных испытаний.

Сухой Суперджет соответствует всем требованиям к современным самолетам
Сухой Суперджет соответствует всем требованиям к современным самолетам

Первый свой опытный полет Сухой Суперджет 100 совершил в конце 2008 г. Лайнер пробыл в воздушном пространстве 2 часа 30 минут на высоте до 6 000 м. 03.02.1011 года ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», наконец-то, смогло получить сертификат типа на свой продукт. И уже спустя 2 месяца первый серийный ssj 100 был передан в использование авиакомпании Armavia (Армения).

Это интересно. Первый серийный Сухой Суперджет 100 получил имя в честь первого советского космонавта Юрия Гагарина.

Модели и модификации

Лайнер выпускается в семи основных модификациях.

Sukhoi Superjet 100 B

Это базовая модификация самолета, первым получателем которого стала армянская авиакомпания Armavia.

Sukhoi Superjet 100 B-VIP

Данная модификация ssj 100 представляет собой административно-деловую (VIP) версию лайнера, созданную на базе основной версии. Первый самолет данного типа осуществил свой первый полет летом 2013 г. Изготовлением салона для 100 B-VIP занималась компания «Авиастра-СП». На данный период времени машина находится в использовании авиационной компании «РусДжет».

Sukhoi Superjet 100LR

В воздухе эта модификация впервые оказалась 12.02.13 г. Ее особенность заключалась в дальности полета, которая была увеличена до 4578 километров.

Sukhoi Superjet 100 LR-VIP

Деловая (административная) модификация лайнера создана на базе модели с повышением показателя дальности. На сегодняшний день изготовлено пять самолетов данного типа (для Королевского двора Таиланда – 2 ед., для филиала швейцарской компании Comlux на территории Казахстана – 1 ед. и для МЧС РФ – 2 ед. Для нужд МЧС лайнер оснастили конвертируемым салоном, который может применяться для транспортировки лежачих больных.

Sukhoi Superjet 100SV

В 2015 г. компания производитель официально объявила об окончании работ над новой модификацией. Обновленная модель по планам поступит в эксплуатацию в 2018 г. и будет иметь удлиненный фюзеляж. Самолет будет способен осуществлять перевозку 120 пассажиров, при этом его взлетная масса не должна будет превышать 55 тонн. Для данной версии создано крыло с особыми аэродинамическими данными, которые будут в высокой степени способствовать экономической эффективности лайнера.

Sukhoi Business Jet

Данная модификация представляет собой корпоративную вариацию базовой версии с повышенным уровнем комфортабельности. Она предназначена для перевозки важных лиц. Салон самолета изготавливается по индивидуальным эскизам. На данный период времени существует только один эксплуатант такой машины. Это МЧК Казахстана.

Sportjet by Sukhoi

В июне 2016 года была анонсирована еще одна версия ssj 100. По официальным данным она разработана для авиаперевозки спортсменов. В эксплуатацию эту модификацию планируют сдать в 2018 году.

Основные характеристики

Ssj 100 имеет все необходимое современное оборудование. Он оснащен высококачественной системой, позволяющей осуществлять управление авиалайнером дистанционно. Разработка данного оборудования была произведена компанией Liebherr Aerospase. Все бортовое оборудование, используемое на лайнере, производства корпорации Thales.

Все ведущие системы машины (гидросистема, шасси, электрическое снабжение, тормоза) тоже поставляются на сборку иностранными компаниями с мировыми именем в области самолетостроения.

Всё вышеперечисленное дало возможность произвести оснащение новинки отечественного самолетостроения современными цифровыми системами управления, позволившими в короткие сроки достичь высочайших результатов.

Сухой Суперджет имеет отличные эксплуатационные характеристики
Сухой Суперджет имеет отличные эксплуатационные характеристики

Сухой Суперджет, помимо данных, приведенных в таблице, имеет следующие параметры:

  • длина модели – чуть менее 30 м;
  • высота модели – 10,98 м;
  • размах крыла – 27,8 м;
  • наибольшая скорость – 860 км/ч;
  • скорость крейсерская – 830 км/ч;
  • высота возможного полета – 12,2 км;
  • вместимость – 98 чел. в стандартной комплектации;
  • количество дверей для пассажиров – 4 шт.;
  • топливный запас – 15805 л.

Машина ssj 100 предназначена для использования в условиях не слишком загруженных авиалиний, протяженность которых не превышает 3000 километров для самолета в базовой комплектации и 4500 – в комплектации с увеличенной дальностью. Именно обозначенные расстояния, как правило, оказываются наиболее востребованными.

Схема посадочных мест: лучшие и худшие места

На территории нашей страны самый обширный самолетный парк моделей Сухой Суперджет принадлежит компании «Аэрофлот». Он насчитывает по данным на начало 2017 г. 30 машин. Самый возрастной борт совершил свой первый полет коммерческого характера в мае 2013 г. Востребованность данной модели во многом объясняется удобством ее использования в условиях ближнемагистральных внутренних авиаперелётов.

Сегодня для пассажирских регулярных перевозок применяется единственная схема (компоновка) салона авиалайнера (как минимум, так утверждает компания «Аэрофлот» на своем официальном интернет-ресурсе). Данная компоновка включает в себя кресла повышенной комфортабельности (бизнес-класса) в количестве 12 шт. и места экономкласса в количестве 75 шт.

Схема самолета с указанием рядов и мест выглядит так
Схема самолета с указанием рядов и мест выглядит так

При более предметном рассмотрении приведенной схемы можно выявить худшие и лучшие места в салоне самолета.

Бизнес класс

Бизнес класс (с I по III ряды) – это наиболее комфортабельные места во всем салоне самолета. Их стоимость на порядок выше стоимости в эконом-классе. Несмотря на это, они пользуются у пассажиров достаточно высоким спросом. Расстояние между рядами здесь в полтора раза больше в сравнении с эконом классом. В итоге здесь есть, куда протянуть ноги даже людям с очень высоким ростом. Сами же кресла достаточно широкие и мягкие. Их количество составляет 12 штук.

Тем, кто планирует лететь именно бизнес классом, настоятельно рекомендуется забронировать билет в первом ряду. Его основное преимущество заключается в том, что здесь на сидящего никто не сможет неожиданно откинуть спинку своего кресла. Кроме того, здесь имеется дополнительное место для ног. И, наконец, до более шумного и многолюдного самолета эконом класса здесь дальше всего, в результате у пассажира будет возможность насладиться покоем.

Эконом-класс

Несмотря на все несомненные преимущества бизнес-класса, основная часть билетов продается все-таки в эконом-класс. Покупая билеты на более бюджетные места, не стоит думать, что на протяжении всего полета придется терпеть исключительно неудобства. Если знать наиболее «выигрышные» места, от путешествия можно получить не меньшее удовольствие, чем в бизнес-классе.

Первый ряд в эконом-классе (6 ряд салона) является лучшим в своей категории. Здесь достаточное количество места для ног. И точно также не придется терпеть опущенную спинку переднего сидения. Поскольку как туалет, так и кухня самолета, находятся в противоположной части самолета, излишней суеты возле кресла наблюдаться не будет. Правда насладиться покоем можно будет только в том случае, если на соседних местах не полетят пассажиры с маленькими детьми. Такая категория граждан предпочитает бронировать именно первые ряды. Из-за большего пространства здесь проще разместиться с малышом на коленях.

Есть в самолетах Сухой Суперджет и такие места, которых по возможности рекомендуется избегать. Речь идет о местах с литерами C и D в 19 ряду. В этой части самолета из-за близости к санузлу особенно высокий трафик пассажиров. Да и бортпроводники постоянно загораживают проход своими тележками с подносами.

Хуже этих мест только места в двадцатом  ряду. И туалет, и кухонная зона бортпроводников находятся здесь буквально в паре метров. Особенно неудачно расположено место D, которое находится практически у самого входа в кухню. Как результат, выезжающая тележка практически всегда задевает сидящих в данном кресле пассажиров. Полет на этом месте будет проходить особенно напряженно.

Если говорить в общем о компоновке и характеристиках салона, необходимо отметить тот факт, что расстояние между рядами кресел в эконом-классе достаточно небольшое. В результате людям с достаточно высоким ростом будет здесь не совсем комфортно.

Компоновка салона 2-3 многими пассажирами признается более удобной, чем 3-3, потому, собираясь в путешествие со спутником, рекомендуется забронировать места с литерами А и С, чтобы лететь вдвоем, без лишних соседей.

Проход в салоне относительно узкий. Кроме того, не на всех местах имеется отличный обзор в иллюминаторы.

Салон Сухого не слишком просторный, но вполне комфортный
Салон Сухого не слишком просторный, но вполне комфортный

Не стоит ждать и каких-то особенных изысков. Спинки кресел имеют карманы для газет и книг и откидывающиеся столики. Встроенных мониторов, зарядки для телефонов, интерактивных развлечений и доступа в Интернет в Суперджетах ожидать не приходится.

Впрочем, справедливости ради, следует оговориться, что практически все современные российские борты, летающие на малые и средние расстояния, предлагают примерно такие же условия перелета. Как минимум, если говорить про внутренние российские рейсы.

Авиакатастрофы и аварийные ситуации

С самолетами ssj 100 за весь период их эксплуатации произошла только одна серьезная авиакатастрофа, в которой погибло 45 человек (все находившиеся на борту). Беда случилась в Индонезии, в районе Джакарты. Самолет во время показательного полета врезался в гору. Причиной катастрофы по официальной ситуации оказалась ошибка пилотов.

Были еще две внештатные ситуации, в которых обошлось без жертв. В первом случае в 2013 году в ходе испытательного полета лайнеру пришлось совершать посадку с невыпущенными шасси. На борту находилось 5 человек. Все отделались легким испугом. Борт отремонтировали, и уже через полгода он был возвращен на базу в готовом к полетам состоянии.

И, наконец, последняя неприятность с Суперджетом случилась осенью 2015 года. Самолет получил повреждения во время буксировки к телескопическому трапу в аэропорту города Мехико.

Всего количество построенных самолетов уже давно перешагнуло планку 100 единиц. Большая их часть передана заказчикам и находится в эксплуатации. В число владельцев Сперджетов входит целый ряд стран, среди которых, кроме России, фигурируют Лаос, Таиланд, Мексика, Ирландия, Индонезия и Армения.

В процессе разработки Сухого Суперджета учитывались и тщательно анализировались требования и пожелания потенциальных эксплуатантов, как отечественных, так и зарубежных. Подобный подход дал возможность в максимальной степени приспособить машину к предстоящим условиям использования.

Ее востребованность со стороны потребителя вполне очевидна. Это не только отличный самолет с приличными характеристиками, но и весьма компактное судно, которое может использоваться в условиях любых взлетно-посадочных полос. Благодаря конструктивным особенностям модели и установленной на бортах ультрасовременной системе авионики, не представляет большой сложности осуществление посадки самолета в сложных погодных условиях.

Ssj 100 экономичен в расходе топлива, а потому билеты на него по различным направлениям имеют несколько более низкую стоимость, чем на самолеты других производителей.

Видео

Реклама от Google:

Добавить комментарий