Сегодня аэропорт Быково (Москва) как таковой уже не существует. Старейший аэропорт, расположенный в ближнем Подмосковье, был закрыт в 2010 году, а потому ни регулярных, ни чартерных рейсов давно не принимает. Территория, что осталась от аэропорта, использовалась кратковременно для посадок вертолетов МВД и МЧС. До октября 2011 года аэропорт еще сохранялся как база авиакомпании «Дестер», осуществлявшей рейсы в качестве авиатакси. С переездом базы в Раменское аэропорт вовсе опустел, и в 2011 году был выведен из реестра гражданских аэропортов. Начался демонтаж сооружений аэровокзала.
Общие сведения
Расположение: Москва, 35 километров на юго-восток от столицы, транспортная связь посредством Жуковского шоссе и железной дороги.
Адрес почтовый аэропорта Быково (Москва): 140150, Московская область, поселок Быково Раменского района, улица Советская, 9; тел. 74955584933.
Сайт отсутствует.
IATA – BKA.
ICAO – UUBB.
Английское название – Bykovo.
Длина взлетной полосы – 2, 21 тысячи метров.
Базовая авиакомпания – Декстер (Dexter).
Коротко об истории
Сегодня для туристов интерес могут представлять только полуразрушенные стены аэровокзала, несколько полурассыпавшихся технических зданий и брошенные самолеты.
Как и многие другие, он не пережил последствия 90-х годов. Начиналась история Быково еще в 1933 году, когда Москва приняла решение построить в ближнем Подмосковье аэропорт, который мог бы обслуживать рейсы самолетов, летающих в промышленные центры страны.
Уже спустя три года аэропорт Быково стал на какое-то время столичным аэропортом, потому что ему доверили прием рейсов, ранее принимавшихся центральным аэропортом – к этому времени тот был поставлен на реконструкцию. Во время войны для аэропорта увеличили взлетно-посадочную полосу, которая была кирпичной и имела длину в километр.
В послевоенные годы расширяется линейка самолетов, которые может принимать аэропорт. Здесь появляются Ил-12 и Ил-14, чуть раньше, в 1948 году, – Ли-2. Восстановление народного хозяйства в стране заметно и по техническому вооружению гражданских авиаобъектов. В пятидесятых годах строят оснащенный радиолокатором единый диспетчерско-командный пункт, а в шестидесятых – новую современную взлетно-посадочную асфальтобетонную полосу. Список принимаемых воздушных судов вырастает, теперь тут обслуживается и Ан-24.
В конце 60-х сюда впервые приходит реактивный самолет – на судне с реактивным двигателем пилоты быковского авиаотряда совершают полет в Кострому. Это были испытания нового реактивного самолета Як-40, который планировался для использования на местных авиалиниях.
Начало 70-х ознаменовалось постройкой и введением в эксплуатацию нового аэровокзала. Оно было вызвано увеличившимся пассажиропотоком, который к тому времени достиг 1 миллиона человек в год. Новый аэровокзал мог пропускать через себя 400 человек в час, и к 1975 году он успешно начал эксплуатироваться.
Примерно в это же время происходит реконструкция ВПП: ее удлиняют и снабжают светосигнальным оповещением. Это позволяет избежать выкатов самолетов за пределы полосы, которые ранее бывали тут неоднократно.
Любопытные факты. В аэропорту Быково работала метеорологическая станция. Она была уникальна тем, что вследствие нарушений норм при строительстве площадки была расположена слишком близко к аэропорту, что создавало некоторое потепление. И потому данные станции постоянно немного зашкаливали против реальных данных температуры. Так за аэропортом Быково закрепилась шутливая репутация самого теплого аэропорта в округе.
В 80-х годах аэропорт принимает самолеты Як-42, новый рейс в Краснодар еще более расширяет направления перевозок. К 1990 году пассажирооборот аэропорта достигает 2,6 миллионов человек. Напряженный ритм работы, авиалинии, связывающие Подмосковье и Украину, северный Казахстан, Молдавию, Белоруссию, обеспечивающие связь с южными и центральными регионами России – все это было в тот период. 550 рейсов в сутки отправлял аэропорт в это лучшее для него время.
Время развала
С началом приватизации коллектив аэропорта принял решение об акционировании, оставив 51 процент акций в государственной собственности. Новое название стало звучать так – ОАО «Быково-Авиа», предприятие сконцентрировалось на обслуживании местных рейсов.
В конце 90-х на предприятии сменилось руководство, которое не смогло вывести его из проблем, и в 2000-м началось банкротство. Если верить справочнику «Москва в цифрах и фактах», то в 2003 году самолеты и вертолеты отсюда перевезли 550 тонн грузов и 17 тысяч пассажиров. Согласно официальных данных, последними постоянными рейсами, следовавшими в Нижний Новгород из Москвы, были рейсы авиакомпании «Центр-Авиа», и производились они в 2008 году. Однако есть и другое мнение: еще с 2005 года перевозка пассажиров была прекращена.
Несмотря на планы, которые озвучивало подмосковное руководство, по созданию на базе этого аэропорта нового международного авиаузла и формированию соответствующей ему инфраструктуры, ничего положительного не произошло. Напротив, как сообщил в начале 2011 года руководитель российского Минтранспорта, Игорь Левитин, в планах российских властей развития гражданских перевозок аэропортом Быково нет.
До недавнего времени любители исследовать заброшенные объекты могли проникнуть на территорию и увидеть остатки аэровокзала с бывшим табло, сейчас расписание рейсов в округе есть только на местный автобус.
Какие суда прилетали
В свое время аэропорт мог принимать все вертолеты, а также следующие самолеты:
- Ту-154;
- Як-42;
- Ил-76;
- Ан-12.
Комплекс когда-то имел собственную ремонтную базу, это был завод по ремонту разного типа авиатехники, в том числе самой современной.
Говорить о том, что у старейшего аэропорта Подмосковья может быть какое-то будущее, сегодня вряд ли можно. Само здание в настоящий момент полностью демонтировано, и на его месте построены склады. Взлетно-посадочная полоса стала использоваться в качестве парковочных мест для автомобилей участников и гостей Международного авиакосмического салона «МАКС». Периодически в правительстве Московской области вокруг Быково возникают разговоры о строительстве еще одного аэропорта на месте старого Быково или же в Кубинке. Однако дальше разговоров дело пока не шло.