Скорость самолета

Скоростной показатель самолета – один из основных технических параметров, который влияет на длительность полета. Воздействие потоков воздуха, направление курса и уровень высоты определяют, какова скорость самолета будет в момент полета. Скоростные показатели играют важную роль в нормальном функционировании лайнера, а также при моделировании и создании новых усовершенствованных моделей.

Авиалайнер в небе
Авиалайнер в небе

Первые разработки

«Илья Муромец» – первый самолет гражданского типа. Раньше они летали не более 105 километров в час. Современные пассажирские самолеты летают, преодолевая 500-900 километров за час, при этом данный показатель не является пределом.

Сверхзвуковые разработки перемещаются гораздо быстрее и существенно экономят время, поэтому называются скоростными. Их максимальная скорость составляет 8200,8 километров за час. Из-за невозможности обеспечить надежный уровень безопасности, их не используют для транспортировки людей.

На это есть несколько весомых причин:

  • Сложность моделирования, поскольку обтекаемую форму борта проблематично подогнать под размеры пассажирского суда;
  • Использует много топлива. Соответственно насколько больше возрастают расходы на топливо, настолько увеличивается общая стоимость билетов;
  • Маленькая численность аэродромов с посадочными площадками, оборудованными под сверхзвуковые модели;
  • Необходимость проводить внеплановые диагностики или ремонт.

На сегодня нет функционирующих сверхзвуковых лайнеров для транспортировки пассажиров. В истории строения авиатранспорта подобных моделей было только две:

  • ТУ-144, летавший около 2150-2300 километров за один час. Был разработан в Советском Союзе;
  • «Конкорд» – британская разработка. Он способен преодолевать 2150 километров за час.

Классификация самолетов

Специалисты подразделяют все модели на разные виды в зависимости от параметров крыльев, их формы, расположения, вида шасси, мотора, характера взлета и др.

В зависимости от темпа передвижение выделяют четыре вида:

  1. Дозвуковые модели – число Маха ниже отметки 0,7-0,8 М.
  2. Трансзвуковые модели – находится в пределах 0,7(0,8)-1,2 М.
  3. Сверхзвуковые модели – находится в пределах 1,2-5 М.
  4. Гиперзвуковые модели – свыше 5 М.

В современной авиации применяются лайнеры первой, а в нескольких европейских государствах – второй группы.

Беспилотник Х-43А компании NASA – занимает первую позицию в гиперзвуковой группе. Он способен преодолевать дистанцию в 11231 километров за один час.
Беспилотник Х-43А компании NASA – занимает первую позицию в гиперзвуковой группе. Он способен преодолевать дистанцию в 11231 километров за один час.

Модели трансзвуковой группы передвигаются со скоростью звука, а сверхзвуковые и гиперзвуковые в разы превышают этот показатель. Эти самолеты используют лишь в военной отрасли.

Скорость пассажирского самолета

Быстроту полета авиалайнеров подразделяют на два показателя:

  • максимальный (100%);
  • крейсерский (60-80% от максимального).

Борт с пассажирами не способен развить максимальную скорость, поэтому используется крейсерская величина.

Дополнительная информация! Разработчики указывают в технической документации к модели оба значения (максимальная и крейсерская скорость).

С какой скоростью летит самолет

Лайнеры преодолевают одну и ту же дистанцию за разный промежуток времени. В таблице ниже более подробно представлено, какая скорость может развиваться у пассажирского самолета в полете и его предназначение.

Характеристики пассажирского авиатранспорта

 

МодельПредназначениеВместительность (количество человек)Крейсерская скорость (километров за час)
Ту-134используется для полетов на небольшие дистанции96850
Ту-154используется для перелетов на средние дистанции180950
Ту-204среднемагистральный вариант борта214850
«Сухой Суперджет-100»используется на авиалиниях с небольшой нагрузкой98850
ИЛ-62применяют для перевозки на длительные дистанции198850
ИЛ-86большой лайнер, рассчитанный на средние расстояния314950
ИЛ-96используется для рейсов на длительные дистанции300900
ИЛ-96Мрейсы на большие дистанции435870
Airbus A310производится с разной комплектацией, поэтому его можно задействовать на маршрутах с разной протяженностью183858
Airbus A320осуществляет транспортировку гражданских лиц на средние расстояния149853
Airbus A330используется на дальних маршрутах с большим числом людей на борту440925
Boeing-737применяется для перевозки на короткие и средние дистанции192793
Boeing-747используется при перелетах на длительные расстояния298917
Boeing-767рейсы на средние дистанции252873
Boeing-777рейсы на длительные дистанции393891

Быстрота взлета лайнера зависит от его индивидуальных технических показателей. 

Boeing-747 – первый двухпалубный самолет с двумя проходами (широкофюзеляжный)
Boeing-747 – первый двухпалубный самолет с двумя проходами (широкофюзеляжный)

Последовательность взлета:

  1. Набор двигателем оборотов. Самолет начинает движение, когда мотор осуществляет около 810 и выше оборотов за одну минуту.
  2. Набор скорости. Передвижение судна на трех колесах с постепенным увеличением мощности по взлетно-посадочной полосе.
  3. Отрыв от поверхности земли. Для того чтобы взлететь, ему необходимо ускорится до отметки 185 километров за час.
  4. Набирается высота. Как только он достигнет отметки в 225 километров за час, начинается взлет.

Важно! Скорость в момент взлета напрямую зависит от веса модели, у Boeing 737 данный параметр равен 225 километров за час, а у Boeing 747 – он должен быть 275 километров.

Нюансы при отрыве от поверхности

Корректная работа судна зависит от точности вычислений его скорости на момент поднятия в воздух и набора высоты. Эта величина включает в себя скорость на всех этапах движения, начиная с момента передвижения самолета по взлетной полосе и заканчивая его отрывом от земной поверхности. Среднестатистическая скорость современного самолета  на момент отрыва отличается в зависимости от модели. Некоторые значения разных видов приведено в таблице ниже.

Средняя скорость лайнера в момент отрыва от земли

 

МодельСкорость (км/час)
Boeing 747275
Boeing 737225
Airbus A380268
ИЛ-96250
Ту-154210
Як-40180

На показатель ускорения в момент отрыва от земной поверхности оказывают воздействие следующие факторы:

  • направление, а также темп движения воздушных масс;
  • протяжность взлетно-посадочной полосы, а также ее структура и состояние;
  • уровень влажности;
  • давление в воздухе.
Отрыв самолета от земли и набор высоты
Отрыв самолета от земли и набор высоты

Из-за сильных порывов ветра противоположного направления развить максимальное ускорение судна недостаточно для полноценного взлета. Чтобы взлететь, понадобится развить скорость в два раза больше обычного значения. Если ветер попутный, достаточно минимального разгона.

Нюансы посадки

Совершить посадку лайнера – не менее ответственный момент, чем взлететь. Она включает в себя несколько этапов:

  • понижение уровня высоты;
  • выравнивание агрегата;
  • удерживание его в стабильном положении;
  • пробег.
Осуществление посадки самолета на посадочную полосу
Осуществление посадки самолета на посадочную полосу

Самолетам с большим весом следует начинать приземляться с высоты в 25 м, а с небольшой массой – с 9 м. Их ускорение зависит от массы, а также посадочных условий. Как только подъемная сила будет ниже веса лайнера, он начнет постепенно снижать высоту, приземлится на посадочную полосу и будет тормозить до полной остановки.

Видео

Зная крейсерское значение скорости, можно самостоятельно просчитать, сколько времени займет полет пассажирского рейса.

Добавить комментарий