Содержание:
Одним из самых популярных в настоящее время дальнемагистральных авиалайнеров является Airbus А330-300, который производится европейским концерном «Airbus S.A.S». Парк самолетов российской авиакомпании «Аэрофлот» насчитывает 22 борта лайнеров Airbus А330 модификаций 200 и 300, а, к примеру, Turkish Airlines – 34.
Краткая историческая справка
Основным владельцем акций европейского концерна «Airbus S.A.S» является Европейский авиакосмический концерн EADS, которым, в свою очередь, владеют:
- французское правительство – 22,43 %;
- французский концерн Lagardere – 15,1 %;
- немецкий концерн Daimler AG – 22,52 %;
- госкомпания Испании SEPI – 5,46 %;
- российский «Внешэкономбанк» — 5,02 %.
Официально этот концерн зарегистрирован в Нидерландах (Амстердам), имеет штаб-квартиры в Париже и Мюнхене. Представительства этой корпорации работают в следующих странах:
- Франция;
- Германия;
- Испания;
- Великобритания.
Работы по созданию европейского пассажирского лайнера с широким фюзеляжем и двумя двигателями были начаты в 1987 г., а в 1992 г. аэробус 330–300 впервые совершил полет, прошел сертификацию в Европе и в США в 1993 г., получив соответствующие сертификаты. В том же году стартовали продажи авиалайнера, а регулярные авиарейсы французская авиакомпания «Air Inter» стала совершать на самолетах Эйрбас с 1994 г.
Семейство Airbus А330
В линейке семейства авиалайнеров Эрбас разработано 8 модификаций, а именно:
- Airbus A330-100 – первый разработанный в этой линейке авиалайнер, призванный заменить устаревшие модели A300 и A310. Но имевшиеся конструкторские недочеты и откровенные ошибки вынудили отказаться от дальнейших работ по А330-100;
- Airbus A330-200 – разрабатывалась с целью заменить А300-600 и как конкурент Боингу-767;
- Airbus A330-200F – грузовая разновидность. Работы по созданию начались по причине уменьшения покупательского интереса к предшественнику – A300-600F;
- Airbus A300-200HGW – вариант лайнера, обладающий большей взлетной массой;
- Airbus A330-300 – самый популярный представитель семейства. В различных исполнениях вмещает от 295 до 440 пассажиров и имеет грузовое отделение увеличенных размеров;
- Airbus A330 P2F – для транспортировки больших объемов груза и пассажиров;
- Airbus A330-200 MRTT – военный транспортный самолет с функциями заправки. Оснащен баками для топлива общей емкостью 111 тонн авиатоплива;
- Airbus A330-200 FSTA – стратегический авиалайнер-заправщик будущего, работы над его проектированием в настоящее время еще не закончены.
Описание модификации
ИКАО код А330-300 – A333/H. В самолетах Airbus модели а330 модификации 300 использовались технологические решения, примененные к модели А320, а именно:
- система приборов EFIS (Electronic flight instrument system);
- электронная система управления «fly-by-wire»;
- рычаги управления «sidestick» в виде джойстиков;
- двигатели General Electric CF6-80E1A2;
- двигатели Pratt & Whitney PW-4164;
- двигатели Rolls Royce Trent-768 и Trent-772.
Приборная система EFIS представляет собой 6 прозрачных ЖК-мониторов, монтирующихся на лобовом стекле кабины пилотов, на которые выводится вся информация из компьютерной системы управления, начиная с координат местоположения воздушного судна и заканчивая проекцией взлетно-посадочной полосы. Широкий фюзеляж самолета Airbus a330 300 спроектирован аналогично предыдущей модели А300 B2/B4, но длиннее его.
Главные соперники лайнеров аэробус А330-300 – Боинг 787-9 и Боинг 777-200ER. Авиалайнеры А330-300 сегодня востребованы многими крупными авиакомпаниями мира и производятся по заказу, в частности:
- Lufthansa;
- US Airways;
- Turkish Airlines;
- Air Canada;
- Northwest Airlines;
- Swiss International Air Lines;
- Qatar Airways;
- Singapore Airlines;
- «Аэрофлот» и др.
Технические характеристики А330-300
Основные технические характеристики самолета Аэробус:
- длина – 63,69 м;
- высота – 16,83 м;
- собственный вес – 123,1 тн;
- размах крыла – 60,30 м;
- крейсерская скорость – 870 км/ч;
- максимально возможная скорость – 920 км/ч;
- максимальная высота полета – 12400 м;
- дальность полета – максимум 10800 км;
- длина разбега – 2500 м;
- длина пробега – 1755 м;
- членов экипажа – 2 чел.
Вместимость авиалайнера зависит от варианта компоновки салона.
Схема пассажирского салона А330-300
Для модификации а 330 300 самолета Аэробус схемы компоновки салона Аэрофлота и у других авиакомпаний, в частности, у Turkish Airlines, различаются. Всего возможны 3 варианта:
- Общее число мест в самолете для пассажиров – 302 (7 бортов А330 300 Аэрофлот). Из них 34 места бизнес-класса и 268 – эконом класса;
- Общее число мест для пассажиров – 296 (9 бортов). Из них 28 мест – для пассажиров бизнес-класса и 268 мест – для пассажиров эконом-класса;
- Общее число мест для пассажиров – 301 (1 борт). Из них 36 мест – для пассажиров бизнес-класса и 265 – для пассажиров эконом-класса.
Дополнительная информация. Авиакомпания Turkish Airlines также использует авиалайнеры с делением пассажирского салона на 3 класса (бизнес, 1 класс и эконом). Максимальная вместимость лайнера у Turkish Airlines составляет 440 мест (без деления салона на классы).
Места в бизнес-классе
Кресла в бизнес-классе отличаются большими размерами и высокой степенью комфорта для пассажиров. В зависимости от варианта компоновки салона, их расположение может быть разным: они занимают первые 5 или 6 рядов в носовой части авиалайнера. Дополнительное пространство для ног и ширина кресел позволяет с комфортом провести время в полете.
Однако среди этих мест тоже есть те, которые считаются менее комфортными для путешествия. Места, расположенные в рядах 1 и 5 (либо 6, в зависимости от типа компоновки салона), расположены возле подсобных отсеков. Например, места в первом ряду А, С и Н, К находятся прямо напротив гардеробных отсеков, а места D и G – напротив кухонной подсобки, откуда раздают еду и напитки. Также места А, С и К, Н последнего ряда располагаются в непосредственной близости от туалетных кабинок, что тоже может вызвать некоторые неудобства.
Дополнительная информация. В авиалайнерах компоновки 28-268 в салоне бизнес-класса предусмотрено полное раскладывание пассажирского кресла в спальное место, на угол 180 градусов.
Места в эконом-классе
Вне зависимости от варианта компоновки пассажирского салона, схема расположения как самых удачных, так и самых неудачных мест примерно одинакова.
В соответствии с системой размещения пассажирских кресел в салоне авиалайнера, следом за бизнес-классом идет салон эконом-класса, разделенный на 2 части. Нумерация рядов здесь начинается с 11-го и заканчивается 45 рядом. Степень удобства кресел отличается от бизнес-класса, но в целом, в соответствии с требованиями международных стандартов, достаточно высокая. В спинках кресел есть мониторы, а в подлокотники вмонтированы блоки управления аудио,- и видеосистемами. Расстояние между рядами кресел достаточное для того, чтобы вытянуть ноги и не испытывать дискомфорта во время полета.
Самыми лучшими местами в эконом-классе можно считать места:
- 11 ряд: места А, С и Н, К;
- 29 ряд: места А, С и Н, К.
Они расположены вдоль левого и правого бортов. Пассажиров, сидящих в этих креслах, не беспокоят ни хождения туда-сюда, ни суета в салоне. Между тем, ввиду того, что эти ряды расположены прямо перед разделительными перегородками, они имеют еще большее пространство перед креслами и позволяют свободно вставать с места, не беспокоя при этом своих соседей.
Эти места также можно считать комфортными:
- 11 ряд: D, E, F, G;
- 29 ряд: D, E, F, G.
Далее по степени убывания комфортности следуют все остальные места в рядах по бортам с литерами А, С и Н, К, причем самыми неудачными можно считать их в рядах с 43 по 45. Особенно стоит упомянуть места в ряду 45. Они находятся в непосредственной близости от туалетов и постоянная суматоха и скопление людей вокруг во время полета обеспечены. Также в этом месте фюзеляж самолета значительно сужается и пространство между креслами и рядами тоже становится меньше.
Места, предусматривающие размещение детских колясок и люлек:
- 1 ряд: А, С, D, G, Н и К;
- 11 ряд: А, С, D, Е, Н и К;
- 29 ряд: D, E, F и G.
Также к числу неудобных можно отнести ряды, расположенные перед аварийными выходами или перед внутренними переборками, т.к. спинки их кресел имеют ограниченный угол отклонения либо вообще не раскладываются. Это места:
- 27 ряд: А, С, Н, К;
- 28 ряд: D, E, F, G;
- 44 ряд: А, С, Н, К;
- 45 ряд: D, F, G.
Обслуживание на борту
В зависимости от класса обслуживания, соответствующего категории купленного билета, пассажирам предоставляются следующие услуги:
- горячее питание;
- электрические розетки (в бизнес-классе);
- прохладительные напитки;
- пресса;
- теплые пледы;
- беспроводной интернет (сеть доступа называется «On Air»);
- аудио,- и видеоразвлечения (игры, просмотры фильмов, радио и т.д.);
- покупки в магазине беспошлинной торговли SKY SHOP.
Стоимость составляет:
- 15 минут (10 Мб) – 5 $;
- 1 час (30 Мб) – 15 $;
- 3 часа (100 Мб) – 40$;
- Весь полет(150 Мб) – 50$.
Стоимость каждого Мб сверх лимита составляет 1$. К оплате принимаются как наличные, так и банковские карты.
Учитывая вышеизложенное, при прохождении регистрации либо в аэропорту, либо в режиме онлайн на сайте авиакомпании, можно выбрать удобные места и провести время в полете с максимальным комфортом.