Самолет ТУ 204: от истории к современности

Одним из самых обсуждаемых среди пассажиров, предпочитающих быстрый и безопасный перелет на короткие и средние расстояния, является самолет ту 204. Он был разработан учеными-конструкторами в нашей стране на рубеже 1980-1990-х годов. По сути, этот самолет был выпущен, чтобы заменить морально и технически устаревший, но пользующийся популярностью у людей ту 154. Длительность полета в среднем составляет 4500 км, а максимальное расстояние дозаправок и приземлений составляет 5290 км. Первый полет был произведен 2 января 1989 года – это было испытание летных возможностей, а уже в 1996 году началось полноценное эксплуатирование этой модели самолета в гражданской авиации.

Машина в полете

Машина в полете

Создание проекта и конструктивные особенности

Проект самолета разрабатывался тщательно, так как нужно было соответствовать не только имеющимся в 1970 годах разработкам, но и смотреть в будущее. В этот период выходит постановление, предписывающее создание новых магистральных самолетов, способных перевозить большое число пассажиров. В 1979 году ведущим конструктором проекта утверждается Леонид Селяков. Точность расчетов гарантировалась не только знаниями специалистов, но и широким внедрением в производственный сектор вычислительной техники. Главной силовой установкой в проекте был выбран двигатель Д-90, разработанный и собранный ОКБ Соловьева.

Развитие самолетостроения требовало усовершенствования конструкции, поэтому позднее (когда ввели в эксплуатацию Боинги 757 и 767) появились  два двигателя вместо одного, что усилило мощность.

Схема самолета постоянно дорабатывалась, так как основная задача воздушного судна была – соответствовать всем требованиям безопасности и отвечать возможностям того времени. Она предполагает наличие у самолета длинных крыльев, к которым и крепились двигатели. Проект с самого начала развития предполагал, что воздушное судно будет иметь большое количество технических новшеств и смелых современных на то время решений.

В число инновационных решений вошли:

  • Автоматизированная система, которой было присвоено название «Диана» (производились множество разнообразных расчетов, позволяющих поддерживать системы самолета в рабочем состоянии);
  • Использование новейших для того времени разработок и материалов (были применены в частности композитно-минеральные составы);
  • Использовалась бесшовная обшивка.

Летательный аппарат самолет ту 204 получил также улучшения в области показателей аэродинамики, они затронули зону фюзеляжа и плоскостей.

Конструктивные особенности самолета были реализованы также и в других направлениях. Основные из них:

  • Усовершенствование электродистанционной системы управления;
  • Модернизация (лучшая на тот период) электронно-цифрового регулирования режимов, отвечающих за бесперебойную работу установленных двигателей;
  • Улучшение электронно-цифровой составляющей блоков, отвечающих за все производимые системой цифровые вычисления.

Особенности: конструкторы особые требования предъявляли к показателям в плане надежности. Разработчиками было предусмотрено и внедрено резервирование системы управления самолетом, которое производится 4 раза, что исключает возникновение внештатных ситуаций, а также помогает быстро устранить возможные неполадки.

Конструктивные новшества

Автоматизированная система самолета позволила быстро и качественно произвести специалистам все необходимые расчеты, затрагивающие параметры силовых элементов воздушного судна. Измерения проводились:

  • на напряжения (чтобы исключить все возможные перепады, которые могут стать причинами неполадок);
  • на деформации (которые могут происходить в процессе эксплуатации или во время внештатных ситуаций);
  • на частоты и продолжительность производимых колебаний.

В конструкции 204-го были применены все имеющиеся на тот момент знания, поэтому самолет являлся настоящим прорывом в мире авиации тех лет. В системе защиты и безопасности были проделаны значительные работы, так в случае возможного отказа систем или двигателя было предусмотрено четырехкратное резервирование системы управления бортом, что снижало вероятность крушения.

Вид из кабины пилотов

Вид из кабины пилотов

Модификации борта

Представленные проекты подвергались значительным изменениям в результате подробных разборов на комиссиях. Именно поэтому в итоговый план борта включили системы, которые прошли доводку и осуществляли поставленные перед ними задачи с учетом замечаний представителей авиакомпаний, первыми эксплуатировавших Ту-204 в режиме исследований. Подобные действия привили к появлению более 15 различных вариаций самолета. Все они отличаются одна от другой по ряду параметров, в число которых входят силовые и летные характеристики и установки, а также:

  • Бортовая электроника (ее разнообразие, бесперебойность в работе, возможности и функции);
  • Размеры и параметры непосредственно борта.

Изменения коснулись также и такого показателя, как грузоподъемность. Так, в самой большой вариации (Ту 204-100) вес при взлете составляет 103 т, что на несколько десятков тонн больше, чем в базовой комплектации. Число пассажиров, которые могли воспользоваться услугами борта, равнялось 210.

Дополнительно бортовая модификация затронула топливные баки – самолет ту 204 имеет дополнительные емкости, что гарантировало отсутствие внештатных ситуаций в этом направлении.

Современный уровень комфорта

Современный уровень комфорта

Общие показатели комфорта

Немаловажное значение для полетных характеристик имеет общий комфорт, поэтому при разработке Ту 204 были проведены немалые работы в этом направлении. Первоначально перед разработчиками и инженерами ставилась нелегкая, но ответственная задача – сделать борт, который мог бы выполнять не только внутренние, но и международные рейсы.

Интерьер внутри салона и компоновка в целом продуманы отлично. Особое внимание уделялось эргономике кресел – они очень удобные даже в салоне, отведенном для эконом-класса.

Также были созданы все условия для обеспечения нужд пассажиров во время дальних перелетов. Улучшению подверглись оборудования и системы следующих зон:

  • бытовой (учитывается общий показатель комфорта человека во время полета);
  • санитарной (улучшены туалеты, системы поддержания чистоты: подача воды, вентиляция, предъявляются повышенные требования к качеству проводимой уборки);
  • кухонной (способы приготовления/подогревания пищи, качество сервиса).

Также на высоком уровне работает система освещения, она смонтирована таким образом, чтобы создавать спокойную и комфортную подсветку. В современных модификациях имеется развлекательный видеоцентр, который встроен непосредственно в спинку переднего кресла.

Расположение кресел

Схема, которой обладает самолет ту 204, предлагает для каждой модификации особые зоны. Она предусматривает различную внутреннюю компоновку. Важно помнить, что в зависимости от представленной у авиакомпании модели, самолетом может быть перевезено различное число пассажиров. Это правило работает для всех вариантов самолета ту-204. В зависимости от модели число пассажиров следующее (представлено максимальное число людей, которое может одновременно присутствовать на борту):

  • базовая – 210 пассажиров;
  • модель 204-100 – 194 человека (есть вариация, которая может принять только 176 пассажиров);
  • борт 204-300 – не более 157 человек.

Простор и удобство реализованы в каждом классе. Бизнес немного шире, но в эконом уюта не меньше. Такой подход проектировщиков самолета обеспечивает приемлемый уровень комфорта, который в полной мере соответствует предъявляемым мировым стандартам в области  авиаперевозок. Именно к таким показателям и стремились изначально создатели самого первого самолета Ту-204. Схема салона может быть описана формулами:

  • «3 – 3» (туристический);
  • «2 – 2» в бизнес-классе.

По расположению кресел при ширине прохода по технике безопасности и для дополнительного комфорта не менее 81 см. Также важно иметь в виду, что при индивидуальном заказе воздушных бортов установленные нормативами расположение кресел и их количество не учитываются, они могут быть практически любыми. Все остальные параметры строго соблюдаются, чтобы не отступать от техники безопасности во время перелетов.

Салон самолета

Салон самолета

Нюансы

Значимую роль в деле совершенствования модели сыграли поступающие как на этапе облета, так и в процессе эксплуатации замечания и жалобы от пилотов или пассажиров. Самые первые ранние модификации этого самолета не были лишены негативных моментов при всей серьезности разработок и проектирования. Главный по значимости серьезный недостаток был обусловлен низким или недостаточным для выполняемых функций  качеством применяемого утепляющего слоя. Первые варианты утеплителя закупали за пределами страны.

По наблюдениям специалистов во время полета, даже не слишком продолжительного, влага образовывала на высоте конденсат. Он сначала замерзал, в результате чего образовывалась ледяная корочка, а затем постепенно оттаивал. В результате чего пассажиры испытывали значительные неприятные ощущения, так как влага выпадала в салон в виде мелкого дождя.

Современные модели, выполняющие перелеты различные по времени, полностью избавлены от подобной проблемы, о чем свидетельствуют различные отзывы пассажиров. Несмотря на то, что самолет этого типа имеет все нужные для осуществления работы сертификаты, в том числе и для  совершения международных рейсов, затрагивающие также такой показатель, как уровень шума, имелись некоторые нарекания к нему. Именно поэтому в современных моделях была проведена большая работа, направленная на устранение слишком громкой работы системы кондиционирования. Проблемы в этом направлении появились потому, что двигателей практически неслышно.

Двигатели самолета

Двигатели самолета

Другие замечания, предъявляемые к удобству и комфорту перелета, имели в большинстве случаев субъективный характер. Места пассажиров расположены в более высокой плоскости, чем основные элементы, отвечающие за полет, поэтому шум ощущается и мешает людям в меньшей степени, чем это было на ранних моделях этого самолета.

Коммерция: перспективы

Для любой авиакомпании и производителя самолета очень важна ценная коммерческая перспектива своего детища. Сегодня отечественные авиакомпании испытывают значительные трудности в том, чтобы заинтересовать современных и искушенных пассажиров в полетах на отечественных бортах, так как на фоне зарубежных они уступают по красоте и показателям комфорта. Связано это во многом с тем, что время формирования самолетного парка, основанного на  отечественных бортах, оказалось очень трудным для авиастроения в стране. В те времена был кризис, а затем на рынок, занимавшийся воздушными перевозками, стали поступать самолеты зарубежных компаний. Они оказались дешевле и выгоднее на тот момент в вопросах эксплуатации и показателях безопасности для всех присутствующих на борту.

Сейчас ситуация немного изменилась в лучшую сторону. Однако выгодные моменты в становлении и усовершенствовании флота пассажирских самолетов упущены. Сегодня Ту-204 активно продолжает свою модификацию и усовершенствования по разным направлениям, поэтому по большинству показателей не уступает зарубежным аналогам. Самолет имеет экономные и практически бесшумно работающие двигатели. В целом – это мощный и, как заявляют производители, выносливый вариант, способный справиться с самой сложной полетной задачей.

Таким образом, схема салона ту 204 и условия комфорта, предоставляемого пассажирам, соответствуют самым строгим международным стандартам. Сегодня в воздушных перевозках задействованы более 40 таких машин.

Видео

Отправить ответ

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о
Adblock detector