Содержание:
Большинство авиаперевозчиков, имея своей целью привлечение новых клиентов и сохранение интереса старых, в последние годы начали развивать программы лояльности, в частности программы накопления бонусных баллов, так называемых бонусных миль. Разобравшись, какая авиакомпания, на каких условиях и по какой схеме начисляет бонусы своим клиентам, можно выбрать наиболее подходящую для себя программу и успешно экономить на покупке авиабилетов и многих других опциях.
Общие сведения
Одной из популярных мер по привлечению и удержанию клиентов авиакомпаний на сегодняшний день являются бонусные программы лояльности, обеспечивающие постоянным клиентам авиакомпаний существенные скидки не только при покупке авиабилетов, но и при пользовании различными сопутствующими сервисами и услугами. С небольшими различиями, но большинство авиаперевозчиков разрабатывают и внедряют системы накопления бонусов и баллов, дающих своим пассажирам различные преференции, к примеру:
- возможность оплаты последующих покупок авиабилетов в авиакомпании;
- возможность повышения класса обслуживания на авиарейсах;
- возможность получения хороших скидок при бронировании отелей во многих странах;
- скидки при аренде автомобиля и др.;
На специализированный бонусный счет клиента при каждом совершенном перелете данной авиакомпанией начисляется определенное количество премиальных баллов, которые впоследствии можно использовать в соответствии с утвержденными авиакомпаниями условиями.
Существует несколько основных видов программ лояльности:
- выдача клиентам специализированных именных бонусных карт, к которым привязаны спецсчета, учитывающие накопленные бонусные мили и их расходование;
- оформление специализированных банковских дебетовых карт в коммерческом банке-партнере, с которым работает авиакомпания;
- оформление кредитных банковских карт в банке-партнере.
Для того чтобы понять принцип работы той или иной программы, нужно более подробно рассмотреть основные принципы каждого из видов программ лояльности на примере конкретных авиакомпаний и банков.
Что такое бонусные мили
Что же представляет собой бонусная миля? Миля – это условная единица, награда за лояльность клиента и пользование услугами данной авиакомпании. Система сродни бонусным программам торговых операторов, внедряющих среди покупателей дисконтные карты с начислением премиальных баллов и возможностью использования их для оплаты следующих покупок.
Существует два типа бонусных миль:
- премиальные;
- статусные.
Премиальные мили – это те самые обычные баллы за покупку, которые позволяют затем использовать их на частичную оплату следующих билетов, повышение класса обслуживания, а также:
- бесплатное пользование залами ожидания для VIP-персон;
- внеочередная регистрация на рейс;
- перелет бизнес-классом и т.д.;
Статусные мили – это бонусные баллы, влияющие в дальнейшем на статус их обладателя в рамках программы лояльности: чем чаще они начисляются на бонусный счет, тем более важной персоной может себя чувствовать их владелец, повышая свой статус в программе.
Основные бонусные программы
Всего в мире работает около 270 авиакомпаний, зарегистрированных в ИАТА (IATA) – международном союзе авиаперевозчиков, осуществляющих коммерческие авиаперевозки. Практически у всех крупных авиакомпаний есть свои программы лояльности, в рамках которых выдаются карты с бонусными милями. Регистрироваться в них очень просто, это можно сделать:
- онлайн на официальном сайте авиакомпании;
- в представительстве авиаперевозчика;
- во время полета рейсом авиакомпании.
Каждому клиенту, ставшему участником программы лояльности, присваивают уникальный номер и оформляют карту для накопления бонусных миль.
Дополнительная информация. Везде иметь при себе карту с бонусными милями необязательно, обычно идентификация пользователя происходит по ее номеру или паспорту клиента.
Бонусные мили по картам начисляются за перелеты регулярными авиарейсами, в зависимости от протяженности маршрута, а при начислении миль за покупки в компаниях-партнерах – за потраченные деньги, к примеру, по 1 миле за каждые 30 или 50 рублей. Так, в некоторых авиакомпаниях 1 миля начисляется за каждую милю маршрута, а за полеты в бизнес-классе – по 2 или даже 3 мили за каждую милю совершенного перелета.
Альянсы авиакомпаний
Существует также практика глобализации, то есть многие авиакомпании образуют альянсы и объединяют свои бонусные программы. Таким образом, их клиенты могут копить свои бонусы, покупая авиабилеты в одних компаниях, а тратить их у других партнеров программы. На данный момент существуют несколько самых крупных объединений, имеющих свои программы и выдающих клиенту карту с начислением бонусных милей:
- Star Alliance – бонусная программа Miles & More;
- SkyTeam – бонусная программа Flying Blue;
- Oneworld.
Star Alliance – один из крупнейших мировых альянсов, в состав которого входит 27 авиаперевозчиков, таких как:
- Lufthansa;
- Air Canada;
- United Airlines;
- Thai Airways International;
- Turkish Airlines и т.д.
SkyTeam – объединение 20 авиакомпаний со всего мира, в частности:
- Air France;
- Delta Airlines;
- KLM Royal Dutch Airlines;
- Аэрофлот – российские авиалинии;
- Saudi Arabian Airlines и т.д.
Oneworld – союз авиаперевозчиков, третий по величине в мире, включает в себя:
- British Airways;
- Canadian Airlines;
- American Airlines;
- S7 Airlines;
- Japan Airlines и т.д.
Банковские бонусные программы
Одним из самых верных способов быстро накопить премиальные мили на бонусном счете является использование банковской карты, эмитированной банком-партнером программы лояльности той или иной авиакомпании. К слову, карты, участвующие в программах лояльности, могут быть как дебетовые, так и кредитные, с определенным кредитным лимитом. Пользуясь ими, клиенты авиакомпаний накапливают бонусы на своем мильном счету.
Российские банки предлагают своим клиентам оформлять кредитные или дебетовые карты с милями, условия накопления которых могут отличаться в зависимости от выбранной программы. Например, копить мили с помощью банковской карты можно следующим образом: на бонусный счет в виде миль ежемесячно заносится определенный процент от суммы покупки по карте.
Обратите внимание! Практически во всех бонусных программах банков за покупки начисляются не статусные, а премиальные мили, которые не дают повышения статуса получателя бонусов.
Стоит иметь в виду, что годовое обслуживание такой банковской карты может быть дороже, чем обычной. К примеру, обслуживание обычной дебетовой банковской карты в банке стоит в среднем 300-600 руб. За карты, участвующие в программах лояльности российских авиакомпаний, в год нужно платить:
- Альфа Банк – 590-7990 руб.;
- Росбанк – 1000-1500 руб.;
- Открытие – 1500-3600 руб.;
- Райффайзенбанк – 750-3500 руб. и т.д.
Это кредитная карта с возможностью начисления бонусных миль при ее использовании, то здесь есть одно очень важное препятствие – это процент по кредиту. По состоянию на 2017 год, самым оптимальным процентом по потребительскому кредиту является ставка 15-17 % годовых .
В среднем, кредитные банковские карты, дающие возможность копить мили, оформляются со следующими процентными ставками:
- Альфа Банк – 23,99-33,99 % годовых;
- Тинькофф – 18,9-39,9 % годовых;
- Сбербанк – 27,9% годовых;
- Сити Банк – 22,9-32,9% годовых;
- Райффайзенбанк – 31-39% годовых.
Как еще копить и тратить мили
Дополнительные источники миль
Помимо покупки авиабилетов одной авиакомпании или в пределах программы альянса, существует множество дополнительных источников накопления бонусных миль:
- приветственные мили;
- дополнительные мили, начисляемые в день рождения;
- участие в акциях: различные виды опросов, конкурсов и иных мероприятий в рамках программы лояльности;
- мили, начисляемые за распространение информации в соц. сетях;
- мили, начисляемые за привлечение новых клиентов.
Некоторые авиакомпании продают участникам своих бонусных программ дополнительные мили, информация об этом обычно размещается на официальных сайтах.
Как лучше тратить мили
Многие опытные участники программ лояльности авиакомпаний утверждают, что самым лучшим вариантом, как потратить мили, будет повышение класса при длительных перелетах. Потратив деньги на билет в эконом-классе, за мили можно повысить класс обслуживания и лететь с большим комфортом.
В том случае, если путешественник часто летает одним маршрутом, выгодно принимать участие в акциях авиакомпаний, по которым каждый N-й перелет также дает право по билету эконом-класса лететь в бизнес-классе.
Примечательно то, что практически у всех авиакомпаний бонусные мили можно тратить не только на себя, но и на членов семьи или спутников, указанных при бронировании и покупке авиабилетов.
Не стоит также забывать об одном очень важном моменте при использовании бонусных миль на оплату авиабилетов – оплатить сборы милями не получится, их можно тратить исключительно на приобретение авиабилета.
При вступлении в бонусную программу следует внимательно изучить ее условия, т.к. можно столкнуться, например, с тем, что условия запрещают использовать накопленные мили в качестве скидки за ту или иную услугу. К примеру, невозможно частично оплатить милями стоимость проживания в отеле-партнере, а на полную стоимость их не хватит.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
- Вступать в программы лояльности выгоднее тем, кто летает самолетом достаточно часто, не реже 2-3 раз в год, т.к. мили периодически сгорают;
- При оформлении дебетовой карты с возможностью накопления бонусных миль в банке-партнере программы лояльности стоит соотносить расходы на ее обслуживание и свои возможности накопить и потратить бонусы;
- Оформление кредитной карты с возможностью накопления миль выгодно лишь в том случае, если погашать задолженность в пределах льготного периода, а количество накопленных и использованных миль покроет издержки на обслуживание карты.
Часто путешествующие самолетом клиенты авиакомпаний при разумной оценке всех рисков получают от участия в программах лояльности максимум льгот, скидок и специальных предложений.